Ключевые
слова: Введение, Пресвятая Богородица, Божия Матерь.
В статье
рассказывается о содержании и установлении христианского праздника Введения во
храм Пресвятой Богородицы. Приводятся цитаты из проповедей видных православных
иерархов и богословов, посвященных этому празднику.
Введение во храм Пресвятой
Богородицы – один из великих церковных праздников, посвященный событию
приведения Пресвятой Богородицы Ее родителями в Иерусалимский храм для посвящения
Богу.
Событие Введения не
упоминается в канонических Евангелиях и известно из более поздних
апокрифических текстов (греч. «Протоевангелия Иакова» (гл. 7.2-3) (2-я пол. II
в.), лат. Евангелия Псевдо-Матфея (IX в.)), которые отражают устное предание,
но дополнены подробностями из библейских книг, имеющих прообразовательное
значение (1 Пар. 15 и Пс. 44), а также из евангельской истории Сретения (Лк 2.
22-38). Согласно упомянутым источникам, родители Пресвятой Богородицы Иоаким и
Анна, когда их Дочь достигла трехлетнего возраста, решили исполнить данный ими
ранее обет, посвятить Ее Богу, и направились в Иерусалимский храм. Около входа
во храм стояли призванные Иоакимом юные девы с зажженными светильниками, для
того чтобы юная Мария возлюбила храм всем сердцем. Пресвятая Дева, несмотря на
Свой возраст, легко преодолела крутые ступени храма и была встречена и
благословлена первосвященником, по преданию - Захарией, отцом Иоанна
Крестителя. По особому откровению Она как одушевленный кивот Божий (ср.: 1 Пар.
15) была введена во Святая Святых, куда имел право входить только
первосвященник однажды в год (см.: Исх. 30. 10; Евр. 9. 7) - этим была явлена
Ее особая роль в судьбе человечества. Событие Введения стало началом нового этапа
в жизни Пренепорочной Девы - пребывание при Иерусалимском храме, продолжавшееся
до тех пор, пока Ей не исполнилось 12 лет. Живя при храме, Мария посвящала Себя
молитве, изучению Священного Писания и рукоделию. По прошествии времени Она,
решившая сохранять девство и уневеститься Богу, была, чтобы не нарушать
отеческих преданий, поручена заботам Иосифа Обручника.
Праздник Введения в
настоящее время входит в число двунадесятых, но установлен он был в Церкви
позднее других из этого числа. Статус праздника постепенно менялся, в
Православной Церкви Введение окончательно вошло в число двунадесятых только
после XIV в.- В качестве даты праздника практически повсеместно принят день 21
ноября (4 декабря по новому стилю)[1].
Протопресвитер
Александр Шмеман писал: «Вот был этот благолепный, тяжелый храм – слава
Иерусалима. И веками люди верили, что только в нем, за тяжелыми стенами может
человек соприкоснуться с Богом. Но священник взял Марию и ввел Ее в самое священное
место, и мы и сейчас поем: «Пречистый храм Спасов вводится в храм Господень». А
потом Христос сказал: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его».
Евангелист прибавляет: «А Он говорил о храме тела Своего».
Смысл
всех этих событий, всех этих слов, всех этих воспоминаний прост: отныне храмом
становится человек, отныне не камни и алтари, а человек – его душа, его тело и
вся его жизнь – вот священный и божественный центр мира, вот его «святое
святых». Один храм – живой и человеческий – входит в другой, каменный,
материальный, и изнутри завершает его смысл и назначение.
Перемещается
центр тяжести религии, более того – перемещается центр тяжести жизни. В мир
входит учение, не ставящее ничего выше человека, ибо Сам Бог принимает
человеческий образ, чтобы явить, что назначение человека, призвание его –
Божественное. С этого момента начинается свобода человека. Нет ничего над ним,
ибо сам мир для него – дар Божий, данный ему для исполнения Божественной судьбы
своей»[2].
По словам
митрополита Антония (Блума) «вот о чем говорит нам праздник: о том, как с
первых Своих шагов, напутствуемая матерью и отцом, наставляемая Ангелом, Она
вступает в те глубины молитвы, безмолвия, благоговения, любви, созерцания,
чистоты, которые составляют подлинное Святое Святых. И разве удивительно после
этого, что мы этот день празднуем как начало спасения: первая из всех творений
Пресвятая Дева вступает в эти непроходимые, неприступные глубины, вступает в то
общение с Богом, которое будет расти и расти, незапятнанно, незатемненно,
неоскверненно в течение всей Ее жизни, до момента, когда, как пишет один из
западных писателей, Она сможет, в ответ на Божий призыв, произнести Божие имя всем умом, всем сердцем, всей
волей, всей плотью Своей и, вместе с Духом Святым, родить воплощенное Божие
Слово»[3].
Как
сказал в своей проповеди, посвященной празднику Введения Патриарх Московский и
всея Руси Кирилл, «Дева Мария была предназначена стать скинией, живым храмом,
вместившим в Себя Духа Святого. И через это соприкосновение с Ее плотью и с Ее
душой Святого Духа рождается Иисус Христос, Сын Божий и Сын человеческий,
Который становится вторым Адамом. Первый Адам согрешил по наущению дьявола —
дьявол победил человека, он внушил ему, что не следует слушать Бога, нужно жить
по своему разумению, слушать другие советы, в частности, его «мудрый» совет.
Господь
стал новым Адамом, Он через Деву Марию входит в нашу человеческую историю. Если
все рождались помраченные грехом, потому что все мы от Адама, а от зараженного
источника не может не течь зараженная вода — нужен был новый источник, рождаясь
от которого люди бы не были заражены грехом. И Господь становится новым Адамом.
По величайшему изволению Божиему этот источник возникает в недрах плоти Пресвятой
Девы Богоматери. И все, кто рождается от Христа не по плоти, но по духу,
становясь сродниками Его через Таинство Крещения, очищаются от скверны
первородного греха. А тот зараженный источник, хотя и является неким общим
пространством для всего рода человеческого, не способен разрушить это новое
поколение людей, для которых родоначальник есть Христос. Ибо в Таинстве
Крещения мы омываемся от тех скверных вод, от того греха, и обретаем великую
благодать Духа Святого, которая вооружает нас на сопротивление злу.
Провидя
все это, первосвященник и ввел Пречистую Деву во Святая святых. Она была свята
и непорочна, и от этого святого тела и Святого Духа и родился Христос
Спаситель, Источник святой воды, текущей в жизнь вечную, Родоначальник нового,
спасенного поколения людей. Поэтому мы так прославляем Пречистую Деву, и в сей
день Ее вхождения в Храм Иерусалимский поклоняемся Ее величию и святости, Ее
смирению и любви, Ее преображенной природе, облагодатствованной силой Святого
Духа»[4].
[1] Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Статья из т. VII «Православной Энциклопедии», М.
[2] Шмеман А., прот. Воскресные беседы. М., 2008. С. 336-337
[3] Антоний (Блум), митр. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Проповеди. М.,2002. С. 54-55
[4] Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Успенском
Патриаршем соборе в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы http://www.patriarchia.ru/db/text/1335270.html
(дата обращения 04.01.2011)