А.А. Федотов

 

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

 

Ключевые слова: Введение, Пресвятая Богородица, Божия Матерь.

 

В статье рассказывается о содержании и установлении христианского праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Приводятся цитаты из проповедей видных православных иерархов и богословов, посвященных этому празднику.

 

Введение во храм Пресвятой Богородицы – один из великих церковных праздников, посвященный событию приведения Пресвятой Богородицы Ее родителями в Иерусалимский храм для посвящения Богу.

Событие Введения не упоминается в канонических Евангелиях и известно из более поздних апокрифических текстов (греч. «Протоевангелия Иакова» (гл. 7.2-3) (2-я пол. II в.), лат. Евангелия Псевдо-Матфея (IX в.)), которые отражают устное предание, но дополнены подробностями из библейских книг, имеющих прообразовательное значение (1 Пар. 15 и Пс. 44), а также из евангельской истории Сретения (Лк 2. 22-38). Согласно упомянутым источникам, родители Пресвятой Богородицы Иоаким и Анна, когда их Дочь достигла трехлетнего возраста, решили исполнить данный ими ранее обет, посвятить Ее Богу, и направились в Иерусалимский храм. Около входа во храм стояли призванные Иоакимом юные девы с зажженными светильниками, для того чтобы юная Мария возлюбила храм всем сердцем. Пресвятая Дева, несмотря на Свой возраст, легко преодолела крутые ступени храма и была встречена и благословлена первосвященником, по преданию - Захарией, отцом Иоанна Крестителя. По особому откровению Она как одушевленный кивот Божий (ср.: 1 Пар. 15) была введена во Святая Святых, куда имел право входить только первосвященник однажды в год (см.: Исх. 30. 10; Евр. 9. 7) - этим была явлена Ее особая роль в судьбе человечества. Событие Введения стало началом нового этапа в жизни Пренепорочной Девы - пребывание при Иерусалимском храме, продолжавшееся до тех пор, пока Ей не исполнилось 12 лет. Живя при храме, Мария посвящала Себя молитве, изучению Священного Писания и рукоделию. По прошествии времени Она, решившая сохранять девство и уневеститься Богу, была, чтобы не нарушать отеческих преданий, поручена заботам Иосифа Обручника.

Праздник Введения в настоящее время входит в число двунадесятых, но установлен он был в Церкви позднее других из этого числа. Статус праздника постепенно менялся, в Православной Церкви Введение окончательно вошло в число двунадесятых только после XIV в.- В качестве даты праздника практически повсеместно принят день 21 ноября (4 декабря по новому стилю)[1].

Протопресвитер Александр Шмеман писал: «Вот был этот благолепный, тяжелый храм – слава Иерусалима. И веками люди верили, что только в нем, за тяжелыми стенами может человек соприкоснуться с Богом. Но священник взял Марию и ввел Ее в самое священное место, и мы и сейчас поем: «Пречистый храм Спасов вводится в храм Господень». А потом Христос сказал: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его». Евангелист прибавляет: «А Он говорил о храме тела Своего».

Смысл всех этих событий, всех этих слов, всех этих воспоминаний прост: отныне храмом становится человек, отныне не камни и алтари, а человек – его душа, его тело и вся его жизнь – вот священный и божественный центр мира, вот его «святое святых». Один храм – живой и человеческий – входит в другой, каменный, материальный, и изнутри завершает его смысл и назначение.

Перемещается центр тяжести религии, более того – перемещается центр тяжести жизни. В мир входит учение, не ставящее ничего выше человека, ибо Сам Бог принимает человеческий образ, чтобы явить, что назначение человека, призвание его – Божественное. С этого момента начинается свобода человека. Нет ничего над ним, ибо сам мир для него – дар Божий, данный ему для исполнения Божественной судьбы своей»[2].

По словам митрополита Антония (Блума) «вот о чем говорит нам праздник: о том, как с первых Своих шагов, напутствуемая матерью и отцом, наставляемая Ангелом, Она вступает в те глубины молитвы, безмолвия, благоговения, любви, созерцания, чистоты, которые составляют подлинное Святое Святых. И разве удивительно после этого, что мы этот день празднуем как начало спасения: первая из всех творений Пресвятая Дева вступает в эти непроходимые, неприступные глубины, вступает в то общение с Богом, которое будет расти и расти, незапятнанно, незатемненно, неоскверненно в течение всей Ее жизни, до момента, когда, как пишет один из западных писателей, Она сможет, в ответ на Божий призыв, произнести Божие имя всем умом, всем сердцем, всей волей, всей плотью Своей и, вместе с Духом Святым, родить воплощенное Божие Слово»[3].

Как сказал в своей проповеди, посвященной празднику Введения Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, «Дева Мария была предназначена стать скинией, живым храмом, вместившим в Себя Духа Святого. И через это соприкосновение с Ее плотью и с Ее душой Святого Духа рождается Иисус Христос, Сын Божий и Сын человеческий, Который становится вторым Адамом. Первый Адам согрешил по наущению дьявола — дьявол победил человека, он внушил ему, что не следует слушать Бога, нужно жить по своему разумению, слушать другие советы, в частности, его «мудрый» совет.

Господь стал новым Адамом, Он через Деву Марию входит в нашу человеческую историю. Если все рождались помраченные грехом, потому что все мы от Адама, а от зараженного источника не может не течь зараженная вода — нужен был новый источник, рождаясь от которого люди бы не были заражены грехом. И Господь становится новым Адамом. По величайшему изволению Божиему этот источник возникает в недрах плоти Пресвятой Девы Богоматери. И все, кто рождается от Христа не по плоти, но по духу, становясь сродниками Его через Таинство Крещения, очищаются от скверны первородного греха. А тот зараженный источник, хотя и является неким общим пространством для всего рода человеческого, не способен разрушить это новое поколение людей, для которых родоначальник есть Христос. Ибо в Таинстве Крещения мы омываемся от тех скверных вод, от того греха, и обретаем великую благодать Духа Святого, которая вооружает нас на сопротивление злу.

Провидя все это, первосвященник и ввел Пречистую Деву во Святая святых. Она была свята и непорочна, и от этого святого тела и Святого Духа и родился Христос Спаситель, Источник святой воды, текущей в жизнь вечную, Родоначальник нового, спасенного поколения людей. Поэтому мы так прославляем Пречистую Деву, и в сей день Ее вхождения в Храм Иерусалимский поклоняемся Ее величию и святости, Ее смирению и любви, Ее преображенной природе, облагодатствованной силой Святого Духа»[4].

 



[1] Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Статья из т. VII «Православной Энциклопедии», М. 2004 г. http://azbyka.ru/days/prazdniki_dvun (дата обращения 04.01.2011)

[2] Шмеман А., прот. Воскресные беседы. М., 2008. С. 336-337

[3] Антоний (Блум), митр. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Проповеди. М.,2002. С. 54-55

[4] Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Успенском Патриаршем соборе в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы http://www.patriarchia.ru/db/text/1335270.html (дата обращения 04.01.2011)

 

 

Hosted by uCoz