А.А. Федотов

 

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ

 

Ключевые слова: Вознесение Господне, Спаситель, Богочеловек, Воскресение, небо.

 

В статье рассказывается о содержании и установлении христианского праздника Вознесения Господня. Приводятся цитаты из проповедей видных православных иерархов и богословов, посвященных этому празднику.

 

Вознесение Иисуса Христа на небо – одно из главных событий Священной истории. После Вознесения видимое земное присутствие Христа уступает место Его невидимому пребыванию в Церкви. В церковной традиции Вознесению Господню посвящен отдельный праздник. Празднование Вознесения Господня совершается в сороковой день по Воскресении Христовом (Деян. 1, 1-12; Мк. 16, 12-19; Лк. 24, 50-52). Этот день всегда приходится на четверг 6-й седмицы после Пасхи.

Событие Вознесения подробно описывается в Евангелии от Луки (Лк 24. 50-51) и Деяниях св. апостолов (Деян 1. 9-11). Краткое изложение этого события приводится в окончании Евангелия от Марка (Мк 16. 19).

Согласно этим повествованиям, после Своего Воскресения из мертвых Спаситель неоднократно являлся ученикам, удостоверяя их в истинности Своего телесного Воскресения, укрепляя в них веру и подготавливая к принятию обещанного Святого Духа (ср.: Ин 16. 7). Наконец, повелев не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного от Отца (Лк 24. 49; Деян 1. 4), Господь Иисус Христос вывел учеников из города в Вифанию, на гору Елеон (Деян 1. 12), и, подняв Свои руки, подал им благословение, а затем стал отдаляться от них и возноситься на небо. В Деяниях св. апостолов описано, что, начав возноситься, Христос был сокрыт облаком, и тогда явились «два мужа в белой одежде», которые возвестили Его Второе пришествие. Ученики же поклонились Ему и с радостью вернулись в Иерусалим (Лк 24. 52), где через несколько. дней на них сошел Святой Дух (Деян 2. 1-4).

Некоторые различия в рассказе о Вознесении. в Евангелии от Луки и в Деяниях св. апостолов объясняются тем, что в первом случае все внимание сосредоточено на окончании земного служения Спасителя, тогда как во втором – на начале апостольской проповеди. Отдельные элементы рассказа о Вознесении в Деяниях св. апостолов указывают на связь со следующим за ним рассказом о Сошествии Святого Духа на апостолов (напр., согласно ветхозаветным пророчествам, с горы Елеон, о которой говорится в Деян 1. 12, должно начаться наступление Дня Господа – Зах 14. 4)[1].

Вознесшись на небо и сев одесную Отца Небесного, Христос Спаситель не оставил, не покинул землю Своим присутствием. Он вознесся от нас, Он невидим телесными очами среди верующих в Него, но, как говорится в кондаке праздника, «никакоже отлучаяся», пребывает «неотступный» и обещает верующим в Него и любящим Его: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы».

Вознесение Господа Иисуса Христа на небо служит явным доказательством того, что всем людям, верующим во Христа, открыт путь к небу. Христос явился на небо, представив в Своем Лице начало искупленной и восстановленной Им человеческой природы[2].

При этом, как пишет митрополит Антоний (Блум), «вознесшийся Христос вознесся с изъязвленной, раненной нашим грехом плотью Своей и каким-то непостижимым образом не только воскресший, но и вознесшийся Христос, вступивший в славу Божию, несет на Своей человеческой плоти раны, которые Ему нанесены человеческим грехом. Он все еще несет на Своих плечах человеческую немощь, и Воскресение Христово и страшная Страстная седмица сейчас как бы включены в тайну Триединого Бога, Троицы Святой, Непостижимой, Великой. Вся скорбь земли, вся боль, весь ужас легли на Христа, но Он не сбросил их ни Воскресением, ни Вознесением Своим во славе»[3].

Протопресвитер Александр Шмеман писал, что «праздник Вознесения – это праздник неба, открытого человеку, неба как нового и вечного дома, обители, неба как нашей подлинной родины. Грех отделил землю от неба и сделал нас земными, низменными, к земле обращенными и землей одной живущими. Грех – это предательство неба в душе. Нет, не о запланетном пространстве, не о неведомом космосе идет речь. А о небе, возвращенном нам Христом, о небе, которое мы потеряли в своем грехе и гордыне, в своих земных, только земных науках и идеологиях, и которое раскрыл, даровал, вернул нам Христос. Небо – это царство вечной жизни, царство истины, добра и красоты. Небо – это полное одухотворение человека, небо – это Царство Божие, это победа над смертью, это торжество любви».[4]

Начало празднования Вознесения Господня восходит к самой глубокой древности. Так, уже Апостольские Постановления предписывают совершать его в сороковой день по Пасхе. Особенно важны в этом отношении свидетельства св. Иоанна Златоуста и блаж. Августина. Первый называет этот праздник важнейшим и великим и относит его к разряду праздников, которые, подобно Пасхе и Пятидесятнице, несомненно, установлены апостолами.[5].

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своей проповеди в праздник Вознесения Господня сказал: «Зачем Господу нужно было возноситься наверх, ведь Он как Бог вне времени и вне пространства? Если бы Он пожелал удалиться видимым образом из человеческой истории как Иисус Христос из Назарета, то Ему достаточно было стать невидимым, тем более что Он становился невидимым после Воскресения много раз, покидая таким образом учеников. Конечно, все это было возможно для Бога. Но в самом акте Вознесения заключен огромный смысл. Во-первых, это окончание земного пребывания Господа, ибо если бы он сделался невидим, то это могло бы повлечь опасные для жизни первой христианской общины последствия. Ведь еще до Своей смерти Господь говорил, что настанут времена, когда многие будут говорить «здесь Христос» или «там Христос» и что «Он спрятан в потаенных комнатах»; и присовокуплял Господь к этому: «Не верьте, так не будет» (см. Мф 24, 23-26). И чтобы никто никогда не мог сказать «здесь Христос» или «там Христос», Господь видимым образом покидает учеников, покидает этот видимый мир.

И есть еще что-то очень значительное в этом моменте Вознесения. В жизни Господа не было человеческой славы. А вот завершение Евангельской истории — это и видимый триумф; это видимая победа Спасителя. В момент Воскресения никого не было в гробовой пещере, апостолы видели только знаки Воскресения, но самого Воскресения — факта восстания Спасителя из мертвых — не видел никто, это была Божия тайна. Конечно, была явлена вся Божественная сила и слава восстающего от гроба Спасителя, но не дано было видеть эту славу роду человеческому. Но ведь вся Евангельская история завершилась триумфом, победой. Все цели были достигнуты: род человеческий искуплен, диавол повержен, зло растоптано. Бог побеждает вместе с человеком во Иисусе Христе, и видимым выражением этой славы Спасителя, этой Богочеловеческой Победы и стало Вознесение Спасителя вместе с Телом: Бог и Человек в единой Личности Богочеловека Иисуса Христа совершил это спасение»[6].

 



[1] Вознесение Господне. По материалам статьи А. А. Ткаченко, А. А. Лукашевича, Н. В. Квливидзе, «Православная энциклопедия». т.9. http://azbyka.ru/days/prazdniki_dvunadesiatie/voznesenie1-all.shtml (дата обращения 17.12.2010)

[2] Иоанн (Маслов), схиархим. Лекции по литургике. О празднике Вознесения Господня. http://days.pravoslavie.ru/rubrics/canon484.htm (дата обращения 17.12.2010)

[3]  Антоний (Блум), митр. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Проповеди. М., 2002. С. 295

[4] Шмеман А., прот. Воскресные беседы. М., 2008. С. 285-286

[5] Иоанн (Маслов), схиархим. Лекции по литургике. О празднике Вознесения Господня. http://days.pravoslavie.ru/rubrics/canon484.htm (дата обращения 17.12.2010)

[6]  Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в храме Вознесения Господня у Никитских ворот http://www.patriarchia.ru/db/text/1158772.html (дата обращения 17.12.2010)

 

Hosted by uCoz