А.А. Федотов

 

ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО

КРЕСТА ГОСПОДНЯ

 

Ключевые слова: Господь, Крест, Воздвижение, Воскресение, Обновление.

 

В статье рассказывается о содержании и установлении христианского праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. Приводятся цитаты из проповедей видных православных иерархов и богословов, посвященных этому празднику.

 

Почему Крест, бывший орудием казни Христа Спасителя так почитается христианами? Как писал митрополит Антоний (Блум) «потому что Спаситель свободно отдал Свою жизнь ради каждого из нас, потому что каждый из нас Ему так дорог, так Им возлюблен, что цена ему – вся жизнь, и весь ужас, и все страдание, и вся смерть Христова. И этому всему знаком является крест, потому что, в конечном итоге, любовь, верность, преданность испытываются не словами, даже не жизнью, а отдачей своей жизни; не только смертью, а отречением от себя таким полным, таким совершенным, что от человека остается только любовь: крестная, жертвенная, отдающая себя любовь, умирание и смерть самому себе для того, чтобы жил кто-то другой. И вот мы поклоняемся Кресту, который означает для нас все это и победу Божию»[1].Из орудия смерти Крест стал орудием спасения, его символом для христиан.

После того как свершились величайшие события в истории человечества - Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, св. Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. После разрушения Иерусалима римскими войсками в 70 г. места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, на некоторых были построены языческие храмы.

Обретение св. Креста имело место в царствование св. равноапостольного императора Константина I Великого. По сообщениям церковных историков IV века, мать Константина, св. равноапостольная Елена, отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также св. Крест, чудесное явление которого стало для св. Константина знаком победы над противником.

Сохранились три различные версии предания об обретении св. Креста. Согласно наиболее древней, св. Крест находился под языческим святилищем Афродиты. Когда святилище было разрушено, обнаружились 3 креста, а также табличка с Креста Спасителя и гвозди. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на котором был распят Господь, иерусалимский епископ Макарий († 333) предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа Креста Господня, и св. Крест был поднят епископом Макарием для всеобщего обозрения.

Точная дата обретения св. Креста неизвестна; по-видимому, оно имело место в 325 или в 326 г.. После обретения св. Креста император Константин начал строительство целого ряда храмов, где должны были совершаться богослужения с подобающей этому городу торжественностью. Около 335 г. была освящена воздвигнутая непосредственно возле Голгофы и пещеры Гроба Господня большая базилика (Мартириум). День Обновления (т. е. освящения) Мартириума, а также ротонды Воскресения (Гроба Господня) и других построек на месте Распятия и Воскресения Спасителя 13 или 14 сентября стал праздноваться ежегодно с большой торжественностью, а воспоминание обретения св. Креста вошло в праздничное торжество в честь Обновления.

Установление праздника связано, таким образом, с праздниками в честь освящения Мартириума и ротонды Воскресения, по отношению к которым Воздвижение первоначально имело второстепенное значение.

Уже в конце IV в. праздник Обновления базилики Мартириума и ротонды Воскресения был в Иерусалимской Церкви одним из 3 главных праздников наряду с Пасхой и Богоявлением. Начиная с VI в. Воздвижение постепенно становилось более значительным праздником, чем праздник Обновления. К VII в. тесная связь праздников Обновления и Воздвижения перестала ощущаться - возможно, по причине нашествия персов на Палестину и разграбления ими Иерусалима в 614 г., повлекшего за собой пленение св. Креста персами и частичное разрушение древней иерусалимской литургической традиции. Впоследствии именно Воздвижение стало основным праздником и получило широкое распространение на Востоке, особенно после победы императора Ираклия над персами и торжественного возвращения св. Креста из плена в марте 631 г. (с этим событием связано также установление календарных памятей Креста 6 марта и в Крестопоклонную неделю Великого поста). Праздник же Обновления иерусалимского храма Воскресения, хотя и сохранился в богослужебных книгах вплоть до настоящего времени, сделался предпраздничным днем перед Воздвижением[2].

Протопресвитер Александр Шмеман писал о празднике Воздвижения, что «это был праздник христианской империи, родившейся под знаком Креста, в день, когда император Константин увидел в видении Крест и услышал слова: «Сим победиши». Праздник победы христианства над царствами, праздник того христианского мира, который распался, распадается на наших глазах. И будем иметь мужество спросить себя: не потому ли погибли все эти христианские царства и культуры, не потому ли поражением обернулась победа, что ослепли мы, христиане, к последнему содержанию главного символа? Решили, что золотом и серебром можно затмить этот смысл и что все, чего хочет от нас Бог, – это чтобы мы совершали поклонение прошлому»[3].

Как сказал в своей проповеди Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, «в день Воздвижения Креста Господня мы слышим слова апостола Павла из его первого послания к Коринфянам, которые помогают понять саму суть христианства. Апостол говорит: «Я был послан Христом благовествовать не в премудрости слова, чтобы не упразднить Креста Христова; ибо слово о Кресте для иудеев — соблазн, для эллинов — безумие, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (см. 1 Кор. 1:17-18, 23). Апостол свидетельствует о том, что никакая человеческая премудрость не способна постичь тайну крестной Жертвы Спасителя.

Если пытаться осмыслить подвиг Спасителя, Его жизнь и страдания с точки зрения господствующих в человеческом обществе идеалов и ценностей, то все действительно кажется безумием. Вот почему эллины, основывавшие свою жизнь на философии, науке, человеческой мудрости, и считали проповедь о Христе безумием. Иудеи опирались не на философию или науку — у них была вера в Единого Бога; но свое спасение они связывали в первую очередь с освобождением от римлян. Иудеи долго страдали под гнетом языческой цивилизации и считали, что спасение невозможно до тех пор, пока не придет Мессия и не изгонит римлян. А потому для иудеев проповедь о Кресте была великим соблазном — она никак не сочеталась с их чаяниями, их надеждами, их идеалами устроения земной жизни.

Спасение через пришествие в мир Сына Божиего, восшедшего на Крест, претерпевшего поношения и скорби ради рода человеческого, действительно выходит за рамки человеческой логики. Только любовь могла подвигнуть Господа и действительно подвигла Его на то, чтобы Сын Божий, став Сыном Человеческим, принял на себя всю тяжесть страданий. Мы понимаем эту причину Креста потому, что и в своей жизни находим аналогии. Когда человек способен пожертвовать ради другого? Только тогда, когда он его любит. Когда люди готовы пожертвовать собой ради Родины? Только тогда, когда они ее любят. Никаким долгом и никакой дисциплиной невозможно объяснить готовность человека отдать свою жизнь за другого — лишь тогда, когда в сердце и в уме есть любовь, человек готов добровольно пожертвовать собой. Вот почему и говорит Господь: «Нет больше той любви, как если кто душу свою положит за друзей своих» (Ин. 15:13).

Тайна  Креста Христова действительно может быть понята человеком  только изнутри человеческой природы, из человеческого сердца. А почему так? Да потому, что Бог создал нас по Своему образу. Он вложил в нас Божественный нравственный закон, и когда Он говорит с нами, мы Его понимаем, потому что созданы по Его образу. Когда человечество перестанет понимать Бога и жить по закону, который Бог вложил в сердце человека, тогда и наступит конец. А пока продолжается борьба — борьба между теми, кто никогда не поймет Спасителя и не поймет Божиего замысла о мире и о человеке, с теми, кто несет в своем сердце веру в то, что Бог, как сказал апостол Павел, юродством проповеди спасает мир»[4].

 

 



[1] Антоний (Блум), митр. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Проповеди. М., 2002. С. 48

[2] Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня http://www.pravenc.ru/text/155081.html (дата обращения 03.01.2011)

[3] Шмеман А., прот. Воскресные беседы. М., 2008. С. 160,162

[4] Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня http://www.patriarchia.ru/db/text/1285346.html (дата обращения 03.01.2011)

 

Hosted by uCoz