А.А. Федотов

 

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ

 

Ключевые слова: Вход Господень в Иерусалим, Вербное воскресение, общее воскресение, Лазарева суббота.

 

В статье рассказывается о содержании и установлении христианского праздника Входа Господня в Иерусалим. Приводятся цитаты из проповедей видных православных иерархов и богословов, посвященных этому празднику.

 

Великий Пост и Страстную Седмицу разделяют два дня. Это Лазарева суббота и праздник Входа Господня в Иерусалим, называемый в народе «Вербным воскресением». Суббота посвящена воспоминанию воскрешения Господом Иисусом Христом  Его друга Лазаря, который к этому моменту уже четыре дня как умер и даже стал разлагаться. Это чудо воскрешения уже явно умершего человека явилось свидетельством предстоящего Воскресения Христова.

Воскресный же день посвящен воспоминанию торжественного входа Господа Иисуса Христа в Иерусалим, который предшествовал Его крестным страданиям. Толпа бросала перед Ним ветви пальм и цветы, кричала Ему слова славословий. Его встречали как Царя. Но прошло лишь несколько дней, и эта же толпа на вопрос римского прокуратора Понтия  Пилата, как ему поступить  со Христом,  начала кричать: «Распни Его». Так преходяща бывает земная слава.

Для соотнесения Входа Господня в Иерусалим с последующими событиями седмицы Страстей важно понять, кто именно встречал Христа. На основании повествований евангелистов Матфея, Марка и Луки можно сделать вывод о том, что Господа приветствовали в основном Его ученики (не только из числа 12) и другие паломники, которые пришли в Иерусалим вместе с Ним (ср.: Мк 10. 46; 15. 40-41) и которые знали о Его мессианском достоинстве, тогда как жители Иерусалима не знали Его (Мф 21. 10-11) и были настроены враждебно (ср. плач об Иерусалиме в Лк 19. 41-44). Именно поэтому в Иерусалиме, где никто не имеет веры во Христа, не происходит исцелений. У евангелиста Иоанна (Ин. 12. 12-13), народ (пришедший на праздник, т. е. и в этом случае не обязательно коренные жители), потрясенный чудом воскрешения праведного Лазаря, выходит навстречу Христу из Иерусалима, а противниками Господа предстают, прежде всего, фарисеи (Ин 12. 18-19)[1].

Протопресвитер Александр Шмеман  писал, что «Эта толпа, эти пальмовые ветки, это гремящее царское приветствие, эта ликующая радость, что все это значит? Это значит, что, пускай только в одном далеком от всех нас городе, – но Христос был царем, царствовал, был признан народом как царь! В тот день за шесть дней прежде Пасхи Он явил Свое царство на земле, открыл его людям, призвал их, а с ними и всех нас, стать гражданами этого Царства Христова, подданными этого смиренного Царя, Царя без земной власти и без земного могущества, но всесильного любовью. В этот единственный день в году, когда мы стоим в переполненных храмах и поднимаем вербу, и гремит опять  это царское «Осанна», – мы говорим миру и свидетельствуем: не умерло, не погибло, не исчезло с лица земли Царство Христово, так ярко засиявшее в тот день в Иерусалиме».[2]

Но так же верны и слова, сказанные в этот день митрополитом Антонием (Блумом) : «это один из самых трагических праздников церковного года. Потому что все это торжество, все это ликование, все эти надежды построены на недоразумении, на непонимании. Целый народ встречал Живого Бога, пришедшего только с вестью о любви до конца – и отвернулся от Него, потому что не до любви было, потому что не любви они искали».[3]

Никифор Каллист Ксанфопул (XIV в.) обращает в триодном синаксаре внимание на то, что обстоятельства Входа Господня в Иерусалим напоминали широко известный в Древнем мире обычай триумфального вступления в город полководца после достигнутой победы. Идею понимать данное событие только в этом смысле развил Д. Р. Кэтчпоул, обративший внимание на то, что такое вступление победителя в город (напр., лат. triumphus, ovatio) обычно сопровождалось приветствиями народа и завершалось входом в храм для совершения жертвоприношений, что описано и у иудейских историков. Если бы евангелисты вкладывали именно такой смысл в событие Входа Господня в Иерусалим, это означало бы, что Христос уже одержал победу над врагом. Однако такая точка зрения противоречит основной линии повествования евангелистов, для которых Вход был одним из этапов на пути ко Кресту, пришествием на Страсти. В частности, у евангелиста Марка Входу предшествует указание об испуге учеников и предсказание Спасителя о Страстях и Воскресении (Мк 10. 32-34). По евангелисту Иоанну, накануне Входа в Вифании совершилось помазание Христа перед Его погребением (Ин 12. 1-8; ср.: Мф 26. 6-13; Мк 14. 3-9)[4].

Как сказал в своей проповеди в этот праздник Патриарх Московский и всея Руси Кирилл,  «мы знаем, что слава и честь, которые были возданы Спасителю со стороны тех жителей Иерусалима и паломников, что собрались на праздник Пасхи, скоро прошла. Но наше прославление Спасителя основано на совсем ином. Мы знаем, что воскресением Лазаря Он предварил общее воскресение: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже». Именно этими словами прославляем мы сегодня Спасителя, воскресившего Лазаря, а затем через Свое собственное Воскресение воскресившего к жизни весь род человеческий, победившего смерть»[5].

 «Вербным воскресением» в народе  этот день называется потому, что по существующей в Православной Церкви традиции,  христиане приносят в этот день в храм ветви деревьев, в воспоминание о тех ветвях, которыми устилали путь Христа Спасителя. В России это обычно веточки вербы.

Хотя сорокадневный пост уже закончился, а траурные дни Страстной Седмицы еще не наступили, Лазарева суббота и праздник Входа Господня в Иерусалим также являются постными днями в знак благоговения перед предстоящими крестными страданиями Христа Спасителя и Его Светлым Воскресением из мертвых.

И, как отметил Патриарх Кирилл в своей проповеди, «примеры Церкви свидетельствуют нам о том, что и в нашей физической человеческой жизни — жизнь там, где Бог. А где нет Бога, там видимость жизни. И всякие человеческие веселье, слава и торжество так же быстро проходят, как прошло то торжество, которое сопровождало вход Господень в Иерусалим. Вечным и неизменным остается Бог, силой Своею воскрешающий человека к жизни вечной. Именно это общее воскресение, предвосхищая Пасхальное торжество, мы и празднуем сегодня, не только внешне проявляя признаки этой радости, но внутренне сопереживая тому великому событию, которое запечатлено в сегодняшнем праздничном дне»[6].

 

 



[1] Ткаченко А.А. Вход Господень в Иерусалим. http://www.pravenc.ru/text/161041.html (дата обращения 8.12.2010)

 

[2] Шмеман А., прот. Воскресные беседы. М., 2008. С. 230

[3] Антоний (Блум), митр. Во Имя Отца и Сына И Святого Духа. Проповеди, М., 2002. С. 243,245

[4] Ткаченко А.А. Вход Господень в Иерусалим. http://www.pravenc.ru/text/161041.html (дата обращения 8.12.2010)

 

[5] Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в неделю 6-ю Великого поста — праздник Входа Господня в Иерусалим http://www.patriarchia.ru/db/text/1124471.html (дата обращения 8.12.2010)

[6] Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в неделю 6-ю Великого поста — праздник Входа Господня в Иерусалим http://www.patriarchia.ru/db/text/1124471.html (дата обращения 8.12.2010)

 

Hosted by uCoz