А.А. Федотов

 

УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

 

Ключевые слова: Успение, Пресвятая Богородица, Божия Матерь.

 

В статье рассказывается о содержании и установлении христианского праздника Успения Пресвятой Богородицы. Приводятся цитаты из проповедей видных православных иерархов и богословов, посвященных этому празднику.

 

Успение Божией Матери — двунадесятый праздник Православной Церкви, отмечаемый 15 августа (28 августа по новому стилю). Успение по-русски означает: усыпание, сон. Смерть физическая, телесная – это отделение души от тела, а смерть духовная — это отделение души от Бога, совершаемое грехами. Но Богоматерь, живя чисто, не отделялась от Божества, потому и кончина Ее называется не смертью, а успением, и является праздником, хотя и не без скорби.

После вознесения Христа на небо, Матерь Божия, как известно из Евангелия, жила под попечением апостола Иоанна, так как он стал нареченным Ее сыном, а Она ему нареченною Матерью (Ин. 19, 26-27). По некоторым сведениям, Она после вознесения Своего Сына прожила еще около пятнадцати лет, — почти столько же, сколько и до Его рождения[1].

О земной жизни Пресвятой Богородицы после Крестной смерти и Воскресения Христа Спасителя мы знаем из Священного Предания. Вплоть до гонения, воздвигнутого Иродом на Церковь, Пречистая Дева пребывала в Иерусалиме, потом переселилась вместе с апостолом Иоанном Богословом в Эфес. Живя здесь, Она посещала праведного Лазаря на Кипре и Афонскую Гору. Незадолго до кончины Божия Матерь возвратилась в Иерусалим.

Здесь Приснодева часто пребывала в тех местах, с которыми связаны важнейшие события в жизни Ее Божественного Сына: Вифлеем, Голгофа, Гроб Господень, Гефсимания, Елеон. Там Она усердно молилась. По преданию, иудеи покушались убить Ее, для чего по распоряжению первосвященников у Гроба Господня была поставлена стража, но в нужный момент у воинов отнималось зрение, и они не могли увидеть Богородицу.

Однажды во время молитвы на Елеоне Архангел Гавриил возвестил Божией Матери о предстоявшей Ей через три дня кончине и преподнес светящуюся райскую ветвь — символ победы над смертью и тлением. Пресвятая Богородица рассказала о происшедшем апостолу Иоанну Богослову, а тот известил апостола Иакова, брата Господня, и через него всю Церковь Иерусалимскую, в которой и сохранилось предание об Успении Божией Матери. Перед кончиной Богородица завещала Свое скудное имущество прислуживавшим Ей вдовицам и повелела похоронить Себя в Гефсимании, рядом с могилами Своих праведных родителей и праведного Иосифа Обручника.

В день Успения Богородицы чудесным образом в Иерусалиме оказались собранными для прощания с Нею почти все апостолы, которые прежде разошлись по разным странам с миссией проповеди Слова Божия. Позже всех прибыл апостол Павел. Отсутствовал только апостол Фома[2].

Как писал протопресвитер Александр Шмеман «если смерть – это ужас и горе разлуки, нисхождение в страшное одиночество и тьму, то всего этого нет в смерти Девы Марии. Ибо смерть Ее, как и вся жизнь, – только встреча, только любовь, только приближение к немернущему, невечернему свету вечности и вхождение в него. «Совершенная любовь побеждает страх», – говорит апостол любви Иоанн Богослов. И потому нет страха в бессмертном успении Девы Марии. Смерть здесь побеждена изнутри, освобождена от всего того, что наполняет и ужасом и безнадежностью. Можно сказать: сама смерть становится жизнью и торжеством жизни. И поэтому в этом празднике нет печали, нет надгробного рыдания, нет горя: только свет, только радость. Словно для каждого из нас, приближающихся к этому неизбежному порогу, открывается уже дверь, и из нее падают, сияют лучи грядущей победы, грядущего Царства Божия»[3].

«И поэтому Успение Божией Матери, как церковные молитвы говорят о нем, это временный сон тела, тогда как душа оживает полнотой жизни в Боге. Но тут еще нечто большее: мы знаем из церковного Предания, мы верим опытом Церкви и опытом нашей собственной внутренней жизни, что как Христос воскрес, так и Божия Матерь не могла быть, даже телесно, удержана тлением во гробе. Божия Матерь телесно воскресла силой и действием Христа Бога, Которого Своей верой, чистотой, святостью Она ввела в мир. И это уже начало общего воскресения, это уже воочию виденное нами наше будущее»[4].

Об Успении Божией Матери ничего не говорится в Библии, но рассказ об этом событии сохранен нам в Предании Церкви и выражается в иконе Праздника и церковной службе.

Праздник Успения Богоматери установлен Церковью с давних времен. О нем упоминается в сочинениях блаженного Иеронима, Августина и Григория, епископа Турского. В IV веке он уже повсеместно праздновался в Византии. По желанию византийского императора Маврикия, одержавшего победу над персами 15 августа, день Успения Богоматери (с. 595 г.) сделался праздником общецерковным.

Но первоначально праздник совершался не в одно время: в одних местах - в январе месяце, в других - в августе. Так, на Западе, в Римской Церкви (в VII в.). 18 января праздновалась «кончина Девы Марии», а 14 августа - «взятие на небо». Общее празднование Успения 15 августа в большинстве восточных и западных Церквей устанавливается в VIII-IX вв.

Основной целью установления праздника было прославление Богоматери и Ее успения. К этой основной цели в IV-V вв. присоединяется и другая - раскрытие догматического учения Церкви о Пресвятой Богородице.

В V веке написаны стихиры на этот праздник Анатолием, патриархом Константинопольским, а в VIII веке - два канона Космою Маиумским и Иоанном Дамаскиным[5].

Как сказал в своей проповеди в праздник Успения Патриарх Московский и всея Руси Кирилл «Пример Божией Матери является сегодня великим примером для современного человека. И мы не должны отмахиваться от проблемы, сознавая это различие между идеалом и реальной жизнью. Мы должны просить Господа вразумить нас, дать нам силы обрести смирение, дать нам мудрость правильно строить отношения с людьми, дать нам способность контролировать свои слова, чтобы эти слова никого не огорчали, не раздражали, не убивали. Царица Небесная дает нам действительно самый сильный и яркий ориентир в жизни, и мы не можем не видеть этого ориентира. Пусть же образ Царицы Небесной поможет мятущемуся и заблуждающемуся современному человеку понимать, что есть подлинные ценности в жизни, и строить свою жизнь не в соответствии с преходящими идеями, которые обрушивает на нас мода или сформировавшийся стиль поведения, а в соответствии с вечными и неизменными истинами, которые Сам Бог предлагает человеку для его счастья и благополучия.

Святая жизнь Пресвятой Богородицы и была причиной того, что Пречистая Дева стала выше ангелов и архангелов, выше всех святых. И опять-таки как перекликается это с сегодняшним апостольским чтением: «и Бог превознес Его, и дал Ему имя выше всякого имени». Так было сказано о Господе Иисусе Христе, Который уничижил Себя, приняв образ раба. То же самое можно сказать и о Пречистой Деве, Которая через смирение обрела великую славу, и символом этой славы и явилось Ее Пречистое Успение. Она умерла, умерла в силу законов человеческого бытия, но бессмертные Ее душа и тело были восхищены Богом в Его славу»[6].



[1] Успение Пресвятой Богородицы 15 / 28 августа http://pasxa.eparhia.ru/prazdniki/usp (дата обращения 01.01.2011)

 

[2] 28 августа — Успение Пресвятой Богородицы http://www.patriarchia.ru/db/text/37507.html (дата обращения 01.01.2011)

[3] Шмеман А., прот. Воскресные беседы. М., 2008. С. 347-348

[4] Антоний (Блум), митр. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Проповеди, М., 2002. С. 62

[5] Успение Пресвятой Богородицы 15 / 28 августа http://pasxa.eparhia.ru/prazdniki/usp (дата обращения 01.01.2011)

[6] Проповедь Предстоятеля Русской Православной Церкви в праздник Успения Богородицы за Божественной литургией в Успенском соборе Московского Кремля http://www.patriarchia.ru/db/text/37507.html (дата обращения 01.01.2011)

 

Hosted by uCoz