Ключевые
слова: Успение, Пресвятая Богородица, Божия Матерь.
В статье
рассказывается о содержании и установлении христианского праздника Успения
Пресвятой Богородицы. Приводятся цитаты из проповедей видных православных
иерархов и богословов, посвященных этому празднику.
Успение Божией Матери —
двунадесятый праздник Православной Церкви, отмечаемый 15 августа (28 августа по
новому стилю). Успение по-русски означает: усыпание, сон. Смерть физическая,
телесная – это отделение души от тела, а смерть духовная — это отделение души
от Бога, совершаемое грехами. Но Богоматерь, живя чисто, не отделялась от
Божества, потому и кончина Ее называется не смертью, а успением, и является
праздником, хотя и не без скорби.
После вознесения Христа на
небо, Матерь Божия, как известно из Евангелия, жила под попечением апостола
Иоанна, так как он стал нареченным Ее сыном, а Она ему нареченною Матерью (Ин.
19, 26-27). По некоторым сведениям, Она после вознесения Своего Сына прожила
еще около пятнадцати лет, — почти столько же, сколько и до Его рождения[1].
О земной
жизни Пресвятой Богородицы после Крестной смерти и Воскресения Христа Спасителя
мы знаем из Священного Предания. Вплоть до гонения, воздвигнутого Иродом на
Церковь, Пречистая Дева пребывала в Иерусалиме, потом переселилась вместе с
апостолом Иоанном Богословом в Эфес. Живя здесь, Она посещала праведного Лазаря
на Кипре и Афонскую Гору. Незадолго до кончины Божия Матерь возвратилась в
Иерусалим.
Здесь
Приснодева часто пребывала в тех местах, с которыми связаны важнейшие события в
жизни Ее Божественного Сына: Вифлеем, Голгофа, Гроб Господень, Гефсимания,
Елеон. Там Она усердно молилась. По преданию, иудеи покушались убить Ее, для
чего по распоряжению первосвященников у Гроба Господня была поставлена стража,
но в нужный момент у воинов отнималось зрение, и они не могли увидеть
Богородицу.
Однажды
во время молитвы на Елеоне Архангел Гавриил возвестил Божией Матери о
предстоявшей Ей через три дня кончине и преподнес светящуюся райскую ветвь —
символ победы над смертью и тлением. Пресвятая Богородица рассказала о
происшедшем апостолу Иоанну Богослову, а тот известил апостола Иакова, брата
Господня, и через него всю Церковь Иерусалимскую, в которой и сохранилось
предание об Успении Божией Матери. Перед кончиной Богородица завещала Свое
скудное имущество прислуживавшим Ей вдовицам и повелела похоронить Себя в
Гефсимании, рядом с могилами Своих праведных родителей и праведного Иосифа
Обручника.
В день
Успения Богородицы чудесным образом в Иерусалиме оказались собранными для
прощания с Нею почти все апостолы, которые прежде разошлись по разным
странам с миссией проповеди Слова Божия. Позже всех прибыл апостол Павел.
Отсутствовал только апостол Фома[2].
Как писал
протопресвитер Александр Шмеман «если смерть – это ужас и горе разлуки,
нисхождение в страшное одиночество и тьму, то всего этого нет в смерти Девы
Марии. Ибо смерть Ее, как и вся жизнь, – только встреча, только любовь, только
приближение к немернущему, невечернему свету вечности и вхождение в него.
«Совершенная любовь побеждает страх», – говорит апостол любви Иоанн Богослов. И
потому нет страха в бессмертном успении Девы Марии. Смерть здесь побеждена
изнутри, освобождена от всего того, что наполняет и ужасом и безнадежностью.
Можно сказать: сама смерть становится жизнью и торжеством жизни. И поэтому в
этом празднике нет печали, нет надгробного рыдания, нет горя: только свет,
только радость. Словно для каждого из нас, приближающихся к этому неизбежному
порогу, открывается уже дверь, и из нее падают, сияют лучи грядущей победы,
грядущего Царства Божия»[3].
«И
поэтому Успение Божией Матери, как церковные молитвы говорят о нем, это
временный сон тела, тогда как душа оживает полнотой жизни в Боге. Но тут еще
нечто большее: мы знаем из церковного Предания, мы верим опытом Церкви и опытом
нашей собственной внутренней жизни, что как Христос воскрес, так и Божия Матерь
не могла быть, даже телесно, удержана тлением во гробе. Божия Матерь телесно
воскресла силой и действием Христа Бога, Которого Своей верой, чистотой,
святостью Она ввела в мир. И это уже начало общего воскресения, это уже воочию
виденное нами наше будущее»[4].
Об Успении Божией Матери
ничего не говорится в Библии, но рассказ об этом событии сохранен нам в
Предании Церкви и выражается в иконе Праздника и церковной службе.
Праздник Успения Богоматери
установлен Церковью с давних времен. О нем упоминается в сочинениях блаженного
Иеронима, Августина и Григория, епископа Турского. В IV веке он уже повсеместно
праздновался в Византии. По желанию византийского императора Маврикия,
одержавшего победу над персами 15 августа, день Успения Богоматери (с.
Но первоначально праздник
совершался не в одно время: в одних местах - в январе месяце, в других - в
августе. Так, на Западе, в Римской Церкви (в VII в.). 18 января праздновалась
«кончина Девы Марии», а 14 августа - «взятие на небо». Общее празднование
Успения 15 августа в большинстве восточных и западных Церквей устанавливается в
VIII-IX вв.
Основной целью установления
праздника было прославление Богоматери и Ее успения. К этой основной цели в
IV-V вв. присоединяется и другая - раскрытие догматического учения Церкви о
Пресвятой Богородице.
В V веке написаны
стихиры на этот праздник Анатолием, патриархом Константинопольским, а в VIII
веке - два канона Космою Маиумским и Иоанном Дамаскиным[5].
Как сказал в своей проповеди
в праздник Успения Патриарх Московский и всея Руси Кирилл «Пример Божией Матери
является сегодня великим примером для современного человека. И мы не должны
отмахиваться от проблемы, сознавая это различие между идеалом и реальной
жизнью. Мы должны просить Господа вразумить нас, дать нам силы обрести
смирение, дать нам мудрость правильно строить отношения с людьми, дать нам способность
контролировать свои слова, чтобы эти слова никого не огорчали, не раздражали,
не убивали. Царица Небесная дает нам действительно самый сильный и яркий
ориентир в жизни, и мы не можем не видеть этого ориентира. Пусть же образ
Царицы Небесной поможет мятущемуся и заблуждающемуся современному человеку
понимать, что есть подлинные ценности в жизни, и строить свою жизнь не в
соответствии с преходящими идеями, которые обрушивает на нас мода или
сформировавшийся стиль поведения, а в соответствии с вечными и неизменными
истинами, которые Сам Бог предлагает человеку для его счастья и благополучия.
Святая жизнь Пресвятой Богородицы и была причиной
того, что Пречистая Дева стала выше ангелов и архангелов, выше всех святых. И
опять-таки как перекликается это с сегодняшним апостольским чтением: «и Бог
превознес Его, и дал Ему имя выше всякого имени». Так было сказано о Господе
Иисусе Христе, Который уничижил Себя, приняв образ раба. То же самое можно
сказать и о Пречистой Деве, Которая через смирение обрела великую славу, и символом
этой славы и явилось Ее Пречистое Успение. Она умерла, умерла в силу законов
человеческого бытия, но бессмертные Ее душа и тело были восхищены Богом в Его
славу»[6].
[1] Успение
Пресвятой Богородицы 15 / 28 августа http://pasxa.eparhia.ru/prazdniki/usp
(дата обращения 01.01.2011)
[3] Шмеман А., прот. Воскресные беседы. М., 2008. С. 347-348
[4] Антоний (Блум), митр. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Проповеди, М., 2002. С. 62
[5] Успение
Пресвятой Богородицы 15
/ 28 августа http://pasxa.eparhia.ru/prazdniki/usp (дата обращения 01.01.2011)