А.А. Федотов

 

ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. ПЯТИДЕСЯТНИЦА

 

Ключевые слова: Святая Троица, Пятидесятница, Отец, Сын, Святой Дух, апостолы, праздник, догмат.

 

В статье рассказывается о содержании и установлении христианского праздника Дня Святой Троицы, называемого также Пятидесятницей. Приводятся цитаты из проповедей видных православных иерархов и богословов, посвященных этому празднику.

 

Догмат о Пресвятой Троице – основание христианской религии. Бог  един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная. Само слово «Троица» небиблейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II века святителем Феофилом Антиохийским. Учение о Пресвятой Троице дано в христианском Откровении. Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально. Не случайно священник Павел Флоренский называл догмат о Святой Троице «крестом для человеческой мысли». Для того, чтобы принять догмат о Пресвятой Троице греховный человеческий рассудок должен отвергнуть свои претензии на способность все познавать и рационально объяснять, т. е. для уразумения тайны Пресвятой Троицы необходимо отвергнуться своего разумения.

Тайна Пресвятой Троицы постигается, причем только отчасти, в опыте духовной жизни. Это постижение всегда сопряжено с аскетическим подвигом. В.Н.Лосский говорит: «Апофатическое восхождение есть восхождение на Голгофу, поэтому никакая спекулятивная философия никогда не могла подняться до тайны Пресвятой Троицы». Вера в Троицу отличает христианство от всех других монотеистических религий: иудаизма, ислама. Учение о Троице есть основание всего христианского веро- и нравоучения, например, учения о Боге Спасителе, о Боге Освятителе и т. д. В.Н.Лосский говорил, что Учение о Троице «не только основа, но и высшая цель богословия, ибо... познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте – значит войти в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы.»

Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям: 1) Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух. 2) Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо. 3) Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами[1].

Двойное название этого двунадесятого праздника – День Святой Троицы и Пятидесятница – указывает на его дохристианские истоки (как и в случае с праздником Пасхи). Само же название «Пятидесятница» (греч. Пэнтэкостэ) имеет формально хронологическое происхождение и не выражает существа чествуемого события, но означает лишь то, что праздник совершается через пятьдесят дней после Пасхи (как у евреев, так и у христиан).

В Древнем Израиле это был первоначально земледельческий праздник Жатвы, день радости и благодарения, когда в жертву Богу приносились «начатки» собранного к концу мая первого урожая. Затем он стал отмечать и памятную годовщину древнего («ветхого») Синайского Союза-Завета, заключенного Богом с Моисеем и всем израильским народом приблизительно через пятьдесят дней после исхода (выхода) из Египта, драматические события которого и стали основой еврейской Пасхи. Это произошло, по мнению большинства ученых, во второй половине XIII в. до Рождества Христова. Так Пятидесятница стала Днем рождения Ветхозаветной Церкви. Теперь постараемся понять – как родилась Церковь Нового Завета, Церковь Христова[2]. Обратимся к текстам.

После Вознесения Господа с горы Елеонской апостолы вернулись в Иерусалим. Прошло десять дней, и наступил праздник Пятидесятницы. Ученики и Богоматерь, как и повелел им Иисус Христос, – пишет евангелист Лука в своем продолжении Евангелия, – «были единодушно вместе. И вдруг раздался с неба шум, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и опустились по одному на каждого из них. И наполнились все Духа Святаго, и начали говорить на других языках» (Деян 2:1-4).

Иерусалим же был переполнен паломниками, съехавшимися со всех концов Римской империи. Они услышали этот неожиданный шум, подобный шуму бури и надвигающейся грозы, пришли в смятение и поспешили к дому апостолов. Их изумлению не было конца, когда они увидели простых галилеян, вдохновенно вещавших на разных языках. Более того, для каждого из них проповедь апостолов звучала на его родном языке! Чтобы подчеркнуть это чудо многоязычия, апостол Лука нарочито приводит длинный список народов со всех концов Римской империи, включая и отдаленные окраины.

Настало время исполнения древних пророчеств, – обращается к собравшимся апостол Петр, – Мессианское Царство уже основано, а Иисус из Назарета, распятый «руками беззаконных», воскрес. Именно Он, отвергнутый ослепленной националистическим безумием толпой, и есть обетованный Мессия, – цель и смысл всей ветхозаветной истории ожидания. Дух Божий, излившийся в мир, просветит разум каждого, желающего стать «гражданином» Его Царства. Для этого нужно лишь покаяться и принять крещение «во имя Иисуса Христа», получив при этом «дар Святого Духа» (2:38).

Это Мессианское Царство, смысл которого стал понятен самим апостолам лишь в эти минуты, отныне пребывает в мире в образе Церкви Христовой. Само же слово «Церковь» (по гречески – Экклесиа) означает «Собрание», а чудо понимания апостольской проповеди является знамением ее вселенского призвания, так как слушатели происходят из всей Вселенной (Ойкумены), как называли тогда Римскую империю. Сила проповеди апостола Петра была ни с чем не сравнима: около трех тысяч человек приняли крещение в день Пятидесятницы. Так родилась Новозаветная Церковь[3].

Праздник Пятидесятницы был установлен самими апостолами. По сошествии Святого Духа апостолы ежегодно праздновали день Пятидесятницы и заповедали воспоминать его всем христианам (I Кор. 16, 8; Деян. 20, 16). Уже в Постановлениях Апостольских есть прямая заповедь праздновать св. Пятидесятницу:

«Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи), сей день да будет великим праздником. Ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святого Духа».

Праздник Пятидесятницы, под названием дня Святого Духа, с самых первых времен христианства, праздновался Церковью торжественно. Особенную торжественность ему придавал обычай древней Церкви совершать в этот день крещение, которое в то время всегда воспринималось, как общецерковное событие, а не как частная треба. . В IV веке были составлены св. Василием Великим особые молитвы, читаемые до сих пор на вечерне. В VIII веке св. Иоанн Дамаскин и св. Косма Маиумский составили в честь праздника многие песнопения, которые и теперь поет Церковь[4].

В своей проповеди в День Святой Троицы, рассказывая о сошествии Святого Духа на апостолов, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Зачем нужен Святой Дух, чтобы напомнить то, что произошло 50 дней назад? Человеческая память прекрасно удерживает события, которые произошли не так давно. Ученики ведь сопутствовали Спасителю, они были Его учениками, Они все слышали и помнили, что им говорил Господь. Зачем же нужно силой Божией напоминать о том, что было хорошо известно? Когда Лука и Клеопа путешествовали в Эммаус и встретился им Господь, Которого по воскресении они не признали, то с удивлением они говорили: Неужели Ты один только из пришельцев, который не знает, что произошло? (см. Лк. 24:18) Все было в памяти, и не требовалось никакого напоминания.

Воспоминание в Святом Духе — это совсем иное воспоминание. Это не то воспоминание, которое совершается усилиями памяти на уровне человеческого сознания. Воспоминание силой Святаго Духа — это такое воспоминание, которое каждого человека, на коего сходит Дух Святый, делает соучастником всего того, что Христос совершил ради нашего спасения. Вот это воспоминание силой Святаго Духа мы называем Таинством. Почему Таинством? Да потому, что человеческий разум не способен вместить того, что происходит через воспоминание, совершаемое силой Святаго Духа»[5].

Как писал об этом митрополит Антоний (Блум) «Дух Святой сходит на нас не только потому, что мы уже, непостижимым образом соединены со Христом, а и потому, что мы немощны, мы бессильны, мы греховны, и только сила Божия, совершающаяся в немощи человеческой может нас спасти. Получаем мы Духа Святого не только как Тело Христово, но порознь и вместе как грешное общество и как грешники отчаянно нуждающиеся в силе Божией для спасения нашего…»[6]

Необходимо отметить и то, что «для христиан праздник Пятидесятницы – это исполнение всего совершенного Христом. Христос учил о Царстве Божием: и вот оно раскрылось! Христос обещал, что Дух Божий откроет Истину, – и вот это совершилось. Мир, история, время, жизнь: все освещено последним светом, все наполнено окончательным смыслом»[7].

По словам Патриарха Кирилла «У Бога нет прошлого, настоящего и будущего. Бог вне времени и вне пространства. И силой Святаго Духа, через Таинства, преодолевая время и пространство, преодолевая тяготение физического мира, таинственно мы становимся реальными соучастниками и жизни, и страданий, и креста, и Воскресения, и вознесения, и одесную Бога Отца седения и славного Его второго пришествия. Силой Святаго Духа в Церкви, в общине веры, совершается Таинство спасения. В этой общине силой Святаго Духа актуализируется все то, что совершил Христос; оно становится реальным, действенным для каждого человека вне зависимости от времени и места его жизни. Силой Святаго Духа таинственно мы соприкасаемся в Таинстве Церкви, в Таинстве Святой Евхаристии с небесной, Божественной жизнью. Еще будучи здесь, на земле, мы прикасаемся Божественного Царства. Вот почему и Литургия начинается дивным возгласом: Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа — потому что силой Святаго Духа мы соприкасаемся этому Божественному Царству, которое благодатью, радостью, миром и любовью отображается в наших сердцах»[8].

 



[1] Давыденков О., свящ. Учение Православной Церкви о Святой Троице. http://www.sedmitza.ru/text/414887.html (дата обращения 18.12.2010)

[2] Рубан Ю. День рождения Церкви. http://azbyka.ru/days/prazdniki_dvunadesiatie/troitsa.shtml (дата обращения 19.12.2010)

 

[3] Там же.

[4] День Святой Троицы. Пятидесятница. http://pasxa.eparhia.ru/prazdniki/pytidesytnica (дата обращения 25.12. 2010)

 

[5] Патриаршая проповедь в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры в праздник Пятидесятницы http://www.patriarchia.ru/db/text/669639.html (дата обращения 20.12.2010

[6] Антоний (Блум), митр. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Проповеди. М.,2002. С. 296

[7] Шмеман А., прот. Воскресные беседы. М.,2008. С. 291

[8] Патриаршая проповедь в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры в праздник Пятидесятницы http://www.patriarchia.ru/db/text/669639.html (дата обращения 20.12.2010)

 

Hosted by uCoz