А.А. Федотов

 

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ

 

Ключевые слова: Сретение Господне, Воплощенный Бог, Пресвятая Богородица.

 

В статье рассказывается о содержании и установлении христианского праздника Сретения Господня. Приводятся цитаты из проповедей видных православных иерархов и богословов, посвященных этому празднику.

 

15 февраля по новому стилю Православная Церковь празднует Сретение Господне. В этот день вспоминается одно из величайших евангельских событий.

Когда Ветхий Завет переводился с еврейского на греческий язык, то были приглашены 70 толковников (переводчиков). И вот один из них, праведный Симеон, дойдя до слов о том, что Спаситель родится от Девы, усомнился и хотел заменить слово «Дева» на слова «молодую женщину». И после этого ему было чудесное явление, что он будет жив, пока не исполнятся эти слова Священного Писания.

Чем же так важен православный догмат о рождении Христа Спасителя именно от Девы? Православная Церковь учит, что Господь наш Иисус Христос, имея Божественную и человеческую природу, не имел человеческой личности, но только Божественную. Таким образом, Рождество Христово – не рождение нового человека, но новый акт творения Нового Человека во чреве Пресвятой Богородицы. Благодаря этому Бог соединился во Христе не с каким-то одним конкретным человеком, но со всей человеческой природой, то есть со всем человечеством. Он искупил Своими добровольными крестными страданиями и смертью не одного человека, но все человечество; каждый человек после Воскресения Христова волен сам выбирать между вечной жизнью и вечной смертью.

Праведному Симеону пришлось жить сотни лет в ожидании Воплощенного Господа. «Он ждал всю свою длинную жизнь. И не значит ли это, что он думал, молился, углублял это ожидание, так что наконец вся его жизнь стала одним накануне радостной встречи».[1] И потому его молитва в иудейском храме, когда, наконец, эта встреча состоялась – одно из свидетельств истинности Боговоплощения. «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко» – эта молитва, произнесенная им тогда ежедневно читается теперь во время православных богослужений. Лишь своими глазами убедившись в осуществлении пророчества, сумел он перейти из временной жизни в вечную.

Сретение – значит встреча. У каждого в жизни могут быть важные встречи. У жениха с невестой, у ученика с учителем, у друзей. Но самая важная встреча для любого человека это встреча с Богом. Встретившись с Богом, душа человеческая изменяется либо в лучшую сторону (если примет Его любовь), либо в худшую (если ее отринет). Но прежним человек не останется. Изменить себя очень трудно, но невозможное для людей возможно для Бога.

 

 

 

 

 

 

«Се лежит Сей, на падение и на восстание многим, и в предмет пререканий» (Лк. 2. 34) – такие удивительные слова сказал Симеон Богоприимец, благословляя Младенца Христа, принесенного в Иерусалимский храм по обычаю в сороковой день. Это было удивительное и странное благословение. Согласно еврейской традиции, благословение всегда было добрыми пожеланиями. Но это благословение содержало в себе нечто очень сложное для понимания тех, кто его слышал. Однако в этих словах заключено великое пророчество, не только в отношении всего того, что Христос совершил для рода человеческого, но и того, что Он совершает силой Святого Духа через историческое бытие Церкви»[2], – сказал Патриарх Московский и всея Руси в проповеди на праздник Сретения. . «Христос действительно стал предметом пререкания по той простой причине, что человеческие ожидания, связанные с пришествием Мессии, образ, который присутствовал в сознании древних иудеев, связанный с Избавителем, – никак не совпадал с тем реальным образом, который Христос явил миру. Израильтяне ждали Мессию как царя, как избавителя, как полководца, как могущественного правителя, который по меньшей мере избавил бы народ и страну от римских оккупантов. В самых высоких ожиданиях они надеялись, что Христос превратит маленький Израиль в великое и могущественное государство, которому бы покланялись все народы Земли. Но как эти ожидания, как этот образ можно было совместить с простым Странником, с Плотником из Назарета, у Которого не было не только власти, но даже лошади? Он перемещался пешком по пыльным дорогам Палестины в окружении таких же простых людей, как и Он Сам. Он обращал к людям слова, которые не содержали в себе никакой политической программы, никаких призывов организоваться и победить тех, кто завоевал землю израильского народа»[3], – сказал Святейший Патриарх Кирилл, добавив: «Его слова были совсем иными. И потому, конечно, даже те, кто верил в Его Божественную силу, кто был очевидцем Его великих и даже страшных чудес, взирая на этот образ странствующего человека, не могли совместить его со своим собственным пониманием того, кем должен был быть Мессия. Даже апостолы, которые верили, что Христос – Мессия, и любили Господа, разбежались в момент Его страданий, и после смерти не сразу поверили в Его Воскресение. Человеческое сознание как бы не мирилось до конца с тем, что Мессия, Спаситель может быть таким, каким был Христос. Однако многие люди не только умом, но сердцем прозревали всю глубину слов, которые Христос обращал к миру, и становились его последователями, учениками, а затем своей мученической смертью за Его имя не только засвидетельствовали свою веру в то, что Он – Спаситель мира, но явили последующим поколениям великий пример искренней, чистой веры и твердого убеждения в спасительности миссии Иисуса, Сына Божия и Сына Человеческого»[4].

Праздник Сретения Господня завершает цикл рождественских праздников. Он известен на Востоке с IV века, а на Западе ‑ с V века. Самые ранние свидетельства о праздновании Сретения на христианском Востоке относятся к концу IV века. Тогда Сретение  в Иерусалиме еще не называется самостоятельным праздником, а именуется "сороковым днем от Богоявления". Известно, что в этот день Святители Кирилл Иерусалимский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и многие другие известные иерархи в разное время произносили вдохновенные проповеди. Но до VI века этот праздник совершался не так торжественно.

В 528 году, при императоре Юстиниане (527-565), Антиохию постигло бедствие ‑ землетрясение, от которого погибло много народа, в 544 году появилась моровая язва, уносившая ежедневно по несколько тысяч человек. В дни бедствия одному из благочестивых христиан было открыто, чтобы празднование Сретения Господня совершать торжественнее. Бедствия действительно прекратились, когда в день Сретения Господня было совершено всенощное бдение и крестный ход. В благодарность Богу, Церковь в 544 году установила торжественно праздновать Сретение Господне.[5]

Праздник Сретения Господня – праздник встречи с Воплощенным Богом не только праведного Симеона, но и каждого из нас. Один из православных богословов назвал его праздником «встречи души с Любовью, встречи с Тем, Кто дал мне жизнь и силу преображать ее в ожидание».[6] Это еще одна возможность не отвергнуть в очередной раз Христа Спасителя, обращающегося к нам, то шепотом любви, то голосом совести, то через рупор страданий.  В проповеди на праздник Сретения, написанной им за две недели до его смерти, протопресвитер Александр Шмеман писал: «И не пора ли спросить себя: чего же жду я? О чем все сильнее напоминает мне сердце? Преображается ли постепенно моя жизнь в ожидании встречи с главным? Вот вопрос Сретения. Здесь жизнь человеческая явлена как прекрасное созревание души, все более и более свободной, все более глубокой, все более очищенной от всего мелочного, суетного, случайного. Тут само старение и увядание, земной удел каждого из нас, показано так просто и убедительно – как рост и подъем до того последнего мига, когда от всей души, в полноте благодарности я говорю: «Ныне отпущаеши». Я видел свет, пронизывающий мир. Я видел Младенца, который несет в мир столько Божественной любви и отдает Себя мне. Нет страха, нет неизвестности. Есть только мир, благодарность и любовь».[7]



[1] Шмеман А., прот. Воскресные беседы. М.,2008. С. 198

[2] Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла на Божественной литургии в праздник Сретения Господня // www.mospat.ru (дата обращения 1.12.2010)

[3] Там же

[4] Там же

[5] История установления праздника. http://www.rian.ru/religion/20100214/207854072.html (дата обращения 1.12.2010)

[6] Шмеман А., прот. Указ. соч. С. 199

[7] Шмеман А.¸прот. Указ. соч. С. 198-199

Hosted by uCoz