Ключевые
слова: Сретение Господне, Воплощенный Бог, Пресвятая Богородица.
В статье
рассказывается о содержании и установлении христианского праздника Сретения
Господня. Приводятся цитаты из проповедей видных православных иерархов и
богословов, посвященных этому празднику.
15 февраля по новому стилю Православная Церковь
празднует Сретение Господне. В этот день вспоминается одно из величайших
евангельских событий.
Когда Ветхий Завет переводился с еврейского на
греческий язык, то были приглашены 70 толковников (переводчиков). И вот один из
них, праведный Симеон, дойдя до слов о том, что Спаситель родится от Девы,
усомнился и хотел заменить слово «Дева» на слова «молодую женщину». И после
этого ему было чудесное явление, что он будет жив, пока не исполнятся эти слова
Священного Писания.
Чем же так важен православный догмат о рождении Христа
Спасителя именно от Девы? Православная Церковь учит, что Господь наш Иисус
Христос, имея Божественную и человеческую природу, не имел человеческой
личности, но только Божественную. Таким образом, Рождество Христово – не
рождение нового человека, но новый акт творения Нового Человека во чреве
Пресвятой Богородицы. Благодаря этому Бог соединился во Христе не с каким-то
одним конкретным человеком, но со всей человеческой природой, то есть со всем человечеством.
Он искупил Своими добровольными крестными страданиями и смертью не одного
человека, но все человечество; каждый человек после Воскресения Христова волен
сам выбирать между вечной жизнью и вечной смертью.
Праведному Симеону пришлось жить сотни лет в ожидании
Воплощенного Господа. «Он ждал всю свою длинную жизнь. И не значит ли это, что
он думал, молился, углублял это ожидание, так что наконец вся его жизнь стала одним
накануне радостной встречи».[1] И потому
его молитва в иудейском храме, когда, наконец, эта встреча состоялась – одно из
свидетельств истинности Боговоплощения. «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко» –
эта молитва, произнесенная им тогда ежедневно читается теперь во время
православных богослужений. Лишь своими глазами убедившись в осуществлении
пророчества, сумел он перейти из временной жизни в вечную.
Сретение – значит встреча. У каждого в жизни могут
быть важные встречи. У жениха с невестой, у ученика с учителем, у друзей. Но
самая важная встреча для любого человека это встреча с Богом. Встретившись с
Богом, душа человеческая изменяется либо в лучшую сторону (если примет Его
любовь), либо в худшую (если ее отринет). Но прежним человек не останется.
Изменить себя очень трудно, но невозможное для людей возможно для Бога.
|
|
|
|
|
|
«Се лежит Сей, на падение и на восстание многим, и в
предмет пререканий» (Лк. 2. 34) – такие удивительные слова сказал Симеон
Богоприимец, благословляя Младенца Христа, принесенного в Иерусалимский храм по
обычаю в сороковой день. Это было удивительное и странное благословение. Согласно
еврейской традиции, благословение всегда было добрыми пожеланиями. Но это
благословение содержало в себе нечто очень сложное для понимания тех, кто его
слышал. Однако в этих словах заключено великое пророчество, не только в
отношении всего того, что Христос совершил для рода человеческого, но и того,
что Он совершает силой Святого Духа через историческое бытие Церкви»[2], –
сказал Патриарх Московский и всея Руси в проповеди на праздник Сретения. . «Христос действительно стал предметом пререкания
по той простой причине, что человеческие ожидания, связанные с пришествием Мессии,
образ, который присутствовал в сознании древних иудеев, связанный с Избавителем,
– никак не совпадал с тем реальным образом, который Христос явил миру. Израильтяне
ждали Мессию как царя, как избавителя, как полководца, как могущественного
правителя, который по меньшей мере избавил бы народ и страну от римских оккупантов.
В самых высоких ожиданиях они надеялись, что Христос превратит маленький
Израиль в великое и могущественное государство, которому бы покланялись все
народы Земли. Но как эти ожидания, как этот образ можно было совместить с
простым Странником, с Плотником из Назарета, у Которого не было не только
власти, но даже лошади? Он перемещался пешком по пыльным дорогам Палестины в
окружении таких же простых людей, как и Он Сам. Он обращал к людям слова,
которые не содержали в себе никакой политической программы, никаких призывов
организоваться и победить тех, кто завоевал землю израильского народа»[3], –
сказал Святейший Патриарх Кирилл, добавив: «Его слова были совсем иными. И потому,
конечно, даже те, кто верил в Его Божественную силу, кто был очевидцем Его
великих и даже страшных чудес, взирая на этот образ странствующего человека, не
могли совместить его со своим собственным пониманием того, кем должен был быть
Мессия. Даже апостолы, которые верили, что Христос – Мессия, и любили Господа,
разбежались в момент Его страданий, и после смерти не сразу поверили в Его
Воскресение. Человеческое сознание как бы не мирилось до конца с тем, что
Мессия, Спаситель может быть таким, каким был Христос. Однако многие люди не
только умом, но сердцем прозревали всю глубину слов, которые Христос обращал к миру,
и становились его последователями, учениками, а затем своей мученической
смертью за Его имя не только засвидетельствовали свою веру в то, что Он –
Спаситель мира, но явили последующим поколениям великий пример искренней,
чистой веры и твердого убеждения в спасительности миссии Иисуса, Сына Божия и
Сына Человеческого»[4].
Праздник Сретения Господня завершает цикл
рождественских праздников. Он известен на Востоке с IV века, а на Западе ‑
с V века. Самые ранние свидетельства о праздновании Сретения на христианском
Востоке относятся к концу IV века. Тогда Сретение в Иерусалиме еще не
называется самостоятельным праздником, а именуется "сороковым днем от
Богоявления". Известно, что в этот день Святители Кирилл Иерусалимский,
Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и многие другие известные
иерархи в разное время произносили вдохновенные проповеди. Но до VI века этот
праздник совершался не так торжественно.
В 528 году, при императоре Юстиниане (527-565),
Антиохию постигло бедствие ‑ землетрясение, от которого погибло много
народа, в 544 году появилась моровая язва, уносившая ежедневно по несколько
тысяч человек. В дни бедствия одному из благочестивых христиан было открыто,
чтобы празднование Сретения Господня совершать торжественнее. Бедствия
действительно прекратились, когда в день Сретения Господня было
совершено всенощное бдение и крестный ход. В благодарность Богу, Церковь в 544
году установила торжественно праздновать Сретение Господне.[5]
Праздник Сретения Господня – праздник встречи с
Воплощенным Богом не только праведного Симеона, но и каждого из нас. Один из
православных богословов назвал его праздником «встречи души с Любовью, встречи
с Тем, Кто дал мне жизнь и силу преображать ее в ожидание».[6] Это
еще одна возможность не отвергнуть в очередной раз Христа Спасителя,
обращающегося к нам, то шепотом любви, то голосом совести, то через рупор
страданий. В проповеди на праздник
Сретения, написанной им за две недели до его смерти, протопресвитер Александр
Шмеман писал: «И не пора ли спросить себя: чего же жду я? О чем все сильнее
напоминает мне сердце? Преображается ли постепенно моя жизнь в ожидании встречи
с главным? Вот вопрос Сретения. Здесь жизнь человеческая явлена как прекрасное
созревание души, все более и более свободной, все более глубокой, все более
очищенной от всего мелочного, суетного, случайного. Тут само старение и
увядание, земной удел каждого из нас, показано так просто и убедительно – как
рост и подъем до того последнего мига, когда от всей души, в полноте
благодарности я говорю: «Ныне отпущаеши». Я видел свет, пронизывающий мир. Я
видел Младенца, который несет в мир столько Божественной любви и отдает Себя
мне. Нет страха, нет неизвестности. Есть только мир, благодарность и любовь».[7]
[1] Шмеман А., прот. Воскресные
беседы. М.,2008. С. 198
[2] Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла на Божественной литургии в праздник Сретения Господня // www.mospat.ru (дата обращения 1.12.2010)
[3] Там же
[4] Там же
[5] История установления праздника. http://www.rian.ru/religion/20100214/207854072.html
(дата обращения 1.12.2010)
[6] Шмеман А., прот. Указ. соч. С. 199
[7] Шмеман А.¸прот. Указ. соч. С. 198-199