Ключевые
слова: Рождество, Пресвятая Богородица, Божия Матерь.
В статье
рассказывается о содержании и установлении христианского праздника Рождества
Пресвятой Богородицы. Приводятся цитаты из проповедей видных православных
иерархов и богословов, посвященных этому празднику.
Рождество Пресвятой Богородицы, отмечаемое 8 (21
сентября по новому стилю) – это особый праздник православного календаря,
один из двенадцати важнейших
православных праздников, называемых «двунадесятыми».
Православная Церковь почитает Пресвятую Богородицу не
только превыше всех людей, но и более ангельского мира, называя Её «Честнейшей
херувимов и славнейшей без сравнения серафимов». Учение о Божией Матери имеет
две особенности. Во-первых, оно основано на христологии и поэтому никогда не
рассматривается вне учения о спасении, совершенном Воплотившимся Сыном Божиим.
Во-вторых, в нем почти невозможно отделить догматическое учение от того
почитания, какое воздается Божией Матери в Церкви. Дева Мария наряду со всем
человечеством включена в процесс спасения. Она не изолирована ни от истории, ни
от потомства Адама, ожидавшего пришествия Спасителя. Величие, святость и
чистота Девы Марии - это, как замечает святитель Григорий Палама, результат
последовательных очищений, совершавшихся на протяжении многих ветхозаветных
поколений и завершившихся в естестве Самой Девы. Причем эти очищения
совершались не механически и насильственно, но с соблюдением свободы, как Девы
Марии, так и ее предков. Поэтому святость Пресвятой Девы есть не результат
каких-либо привилегий, дарованных Ей в силу Ее будущего Богоматеринства, но
плод Ее подвига веры и жизни.
Свобода человека, лежащая в
основе всего мессианского процесса, не нарушается даже тогда, когда наступает
момент Боговоплощения. О том, что Боговоплощение было актом не только воли
Божией, но и воли Девы, пишет
преподобный Иоанн Дамаскин: «После того как Святая Дева изъявила
согласие, на Нее, по слову Господню, которое сказал Ангел, сошел Святой Дух,
очищающий Ее и дарующий Ей силу для принятия Божества Слова, а вместе - и для
рождения Его». С учетом того, что Пресвятая Дева, будучи «предызбранной от всех
родов» (стихира на стиховне Введения), в момент Боговоплощения в Своем лице
представляла все человечество, Ее согласие исполнить Божественную волю,
выраженное в словах: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк 1.
38), стало одновременно и выражением согласия всего человеческого рода на то,
чтобы «Бог явился во плоти» (1 Тим 3. 16). [1]
Когда в иудейском народе родился долгожданный Мессия –
Христос Спаситель, Иудея переживала не лучшие свои времена. Некогда славное
еврейское государство стало захудалой провинцией Римской империи. Богоизбранный
иудейский народ погряз в грехах, не переставая, однако, презрительно относиться
к другим народам, даже и превосходящим его в нравственности. Но в этом народе
не исчезли люди, продолжавшие вести благочестивую жизнь.
Из семьи таких праведных иудеев и произошла Дева
Мария, которой волею судеб Божиих было определено стать Матерью Богочеловека
Иисуса Христа. Как писал митрополит Антоний (Блум) «Она родилась, как
последнее, заключительное звено длинной цепи мужчин и женщин, которые на
протяжении всей человеческой истории боролись: они боролись за чистоту,
боролись за веру и полноту, боролись за цельность, боролись, дабы на первом
месте в их жизни был Бог, и они поклонились бы Ему в истине и послужили Ему со
всей верностью. В этом длинном ряду людей были и грешники, в жизни которых,
может быть, была только одна черта, искупающая их существование, были в нем и
святые, в чьей жизни едва сыщется какой недостаток. Но всем им приходилось
бороться, и у всех них одна черта была общей: они боролись во Имя Божие –
против самих себя – для того, чтобы восторжествовал Бог. И постепенно, из столетия
в столетие, они подготовили Наследницу своего рода, Которая должна была
родиться, как и всякий младенец, в ряду добра и зла, греха и святости, но была
бы таким ребенком, который изберет добро с самого начала и будет жить в чистоте
и во всецелой верности своему человеческому величию»[2].
По словам протопресвитера Александра Шмемана «в наши
дни много говорят о наследственности, придавая ей какой-то рабий,
детерминистский смысл. Церковь тоже
верит в наследственность, но духовную. Сколько веры, сколько добра,
сколько поколений людей, живших высшим и небесным, нужно было, чтобы на древе
человечества вырос этот изумительный и благоуханный цветок – Пречистая Дева и
Всесвятая Мать! И потому это также праздник всего человечества, веры в него,
радости о нем»[3].
Созвучны этому и слова
Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, сказанные в проповеди,
посвященной этому священному событию: «Радость, которая пришла к супругам, не
ограничилась узким кругом одной этой семьи и рамками семейного праздника.
Радость эта явлена всему миру, потому что родилась Та, Которая вместила
пришедшего в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Поэтому и почитается
праздник Рождества Пресвятой Богородицы как начало искупительного подвига,
совершенного Господом и Спасителем «нас ради человек и нашего ради спасения»[4].
Жизнь Пресвятой Богородицы была необычайно чиста; это
был единственный в мировой истории случай безмужнего рождения, когда Мать
оставалась одновременно Девушкой и до рождества, и в рождестве, и по рождестве,
это был акт нового творения Богом нового человека. И Рожденный Пресвятой Девой
не был простым человеком; это был Богочеловек, в котором Бог соединился с человечеством, для спасения человеческого
рода от проклятия греха и смерти.
Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом Галилейском
городе Назарете. Родителями Ее были праведные Иоаким из рода пророка и царя
Давида и Анна из рода первосвященника Аарона. Супруги были бездетны, так как
святая Анна была бесплодна. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли
надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно, и Он может
разрешить неплодство Анны даже в ее старости, как некогда разрешил неплодство
Сарры, супруги патриарха Авраама. Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу
для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь. Отсутствие детей
считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи, поэтому святые и
праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих
соотечественников. В один из праздников старец Иоаким принес в Иерусалимский
храм свою жертву в дар Богу, но первосвященник не принял ее, назвав Иоакима
недостойным, ввиду его бесплодия. Святой Иоаким в глубоком горе ушел в пустыню
и там со слезами молился Господу о даровании дитяти. Святая Анна, узнав, что
произошло в Иерусалимском храме, горько плакала, однако не роптала на Господа,
а молилась, призывая на свою семью милосердие Божие. Господь исполнил их
прошение, когда святые супруги достигли преклонного возраста и приготовили себя
добродетельной жизнью к высокому званию - быть родителями Пресвятой Девы Марии,
будущей Матери Господа Иисуса Христа. Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне
радостную весть: молитвы их услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная
Дочь Мария, через Которую будет даровано спасение всему миру. Пресвятая Дева
Мария Своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и
Ангелов, явилась живым храмом Божиим.
Праздник и воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы
установлен Церковью с глубокой древности. Указание на него имеется уже в IV веке.
Святая равноапостольная Елена в начале этого века, по свидетельству древнего
предания, построила в Палестине храм в честь и память Рождества Богородицы.
Другие сведения можно найти в писаниях св. Иоанна Златоуста, св. Прокла, св.
Епифания и блаж. Августина. В честь праздника составлены многие песнопения
святыми песнотворцами: в V в., - Анатолием, архиеп. Константинопольским, в VI
в. -Стефаном Святоградским, в VII в. - св. Андреем Критским, в VIII в. - св.
Иоанном Дамаскнным и Германом, патриархом Константинопольским, в IX в. -
Иосифом Студитом; их песнопения и теперь поются за богослужением в этот
праздник. [5].
[2] Антоний (Блум), митр. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Проповеди. М.,2002. С. 52-53
[3] Шмеман А., прот. Воскресные беседы. М., 2008. С. 323-324
[4]
Слово Святейшего
Патриарха Алексия после Божественной литургии в праздник Рождества Пресвятой
Богородицы http://www.patriarchia.ru/db/text/143972 (дата обращения 01.01.2011)
[5] Рождество Пресвятой Богородицы 8 / 21 сентября http://pasxa.eparhia.ru/ (дата обращения 01.01.2011)