А.А. Федотов

 

РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

 

Ключевые слова: Рождество, Пресвятая Богородица, Божия Матерь.

 

В статье рассказывается о содержании и установлении христианского праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Приводятся цитаты из проповедей видных православных иерархов и богословов, посвященных этому празднику.

 

Рождество Пресвятой Богородицы, отмечаемое 8 (21 сентября по новому стилю) – это особый праздник православного календаря, один  из двенадцати важнейших православных праздников, называемых «двунадесятыми».

Православная Церковь почитает Пресвятую Богородицу не только превыше всех людей, но и более ангельского мира, называя Её «Честнейшей херувимов и славнейшей без сравнения серафимов». Учение о Божией Матери имеет две особенности. Во-первых, оно основано на христологии и поэтому никогда не рассматривается вне учения о спасении, совершенном Воплотившимся Сыном Божиим. Во-вторых, в нем почти невозможно отделить догматическое учение от того почитания, какое воздается Божией Матери в Церкви. Дева Мария наряду со всем человечеством включена в процесс спасения. Она не изолирована ни от истории, ни от потомства Адама, ожидавшего пришествия Спасителя. Величие, святость и чистота Девы Марии - это, как замечает святитель Григорий Палама, результат последовательных очищений, совершавшихся на протяжении многих ветхозаветных поколений и завершившихся в естестве Самой Девы. Причем эти очищения совершались не механически и насильственно, но с соблюдением свободы, как Девы Марии, так и ее предков. Поэтому святость Пресвятой Девы есть не результат каких-либо привилегий, дарованных Ей в силу Ее будущего Богоматеринства, но плод Ее подвига веры и жизни.

Свобода человека, лежащая в основе всего мессианского процесса, не нарушается даже тогда, когда наступает момент Боговоплощения. О том, что Боговоплощение было актом не только воли Божией, но и воли Девы, пишет  преподобный Иоанн Дамаскин: «После того как Святая Дева изъявила согласие, на Нее, по слову Господню, которое сказал Ангел, сошел Святой Дух, очищающий Ее и дарующий Ей силу для принятия Божества Слова, а вместе - и для рождения Его». С учетом того, что Пресвятая Дева, будучи «предызбранной от всех родов» (стихира на стиховне Введения), в момент Боговоплощения в Своем лице представляла все человечество, Ее согласие исполнить Божественную волю, выраженное в словах: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк 1. 38), стало одновременно и выражением согласия всего человеческого рода на то, чтобы «Бог явился во плоти» (1 Тим 3. 16). [1]

Когда в иудейском народе родился долгожданный Мессия – Христос Спаситель, Иудея переживала не лучшие свои времена. Некогда славное еврейское государство стало захудалой провинцией Римской империи. Богоизбранный иудейский народ погряз в грехах, не переставая, однако, презрительно относиться к другим народам, даже и превосходящим его в нравственности. Но в этом народе не исчезли люди, продолжавшие вести благочестивую жизнь.

Из семьи таких праведных иудеев и произошла Дева Мария, которой волею судеб Божиих было определено стать Матерью Богочеловека Иисуса Христа. Как писал митрополит Антоний (Блум) «Она родилась, как последнее, заключительное звено длинной цепи мужчин и женщин, которые на протяжении всей человеческой истории боролись: они боролись за чистоту, боролись за веру и полноту, боролись за цельность, боролись, дабы на первом месте в их жизни был Бог, и они поклонились бы Ему в истине и послужили Ему со всей верностью. В этом длинном ряду людей были и грешники, в жизни которых, может быть, была только одна черта, искупающая их существование, были в нем и святые, в чьей жизни едва сыщется какой недостаток. Но всем им приходилось бороться, и у всех них одна черта была общей: они боролись во Имя Божие – против самих себя – для того, чтобы восторжествовал Бог. И постепенно, из столетия в столетие, они подготовили Наследницу своего рода, Которая должна была родиться, как и всякий младенец, в ряду добра и зла, греха и святости, но была бы таким ребенком, который изберет добро с самого начала и будет жить в чистоте и во всецелой верности своему человеческому величию»[2].

По словам протопресвитера Александра Шмемана «в наши дни много говорят о наследственности, придавая ей какой-то рабий, детерминистский смысл. Церковь тоже  верит в наследственность, но духовную. Сколько веры, сколько добра, сколько поколений людей, живших высшим и небесным, нужно было, чтобы на древе человечества вырос этот изумительный и благоуханный цветок – Пречистая Дева и Всесвятая Мать! И потому это также праздник всего человечества, веры в него, радости о нем»[3].

Созвучны этому и слова Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, сказанные в проповеди, посвященной этому священному событию: «Радость, которая пришла к супругам, не ограничилась узким кругом одной этой семьи и рамками семейного праздника. Радость эта явлена всему миру, потому что родилась Та, Которая вместила пришедшего в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Поэтому и почитается праздник Рождества Пресвятой Богородицы как начало искупительного подвига, совершенного Господом и Спасителем «нас ради человек и нашего ради спасения»[4].

Жизнь Пресвятой Богородицы была необычайно чиста; это был единственный в мировой истории случай безмужнего рождения, когда Мать оставалась одновременно Девушкой и до рождества, и в рождестве, и по рождестве, это был акт нового творения Богом нового человека. И Рожденный Пресвятой Девой не был простым человеком; это был Богочеловек, в котором Бог соединился  с человечеством, для спасения человеческого рода от проклятия греха и смерти.

Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом Галилейском городе Назарете. Родителями Ее были праведные Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона. Супруги были бездетны, так как святая Анна была бесплодна. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно, и Он может разрешить неплодство Анны даже в ее старости, как некогда разрешил неплодство Сарры, супруги патриарха Авраама. Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь. Отсутствие детей считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи, поэтому святые и праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников. В один из праздников старец Иоаким принес в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но первосвященник не принял ее, назвав Иоакима недостойным, ввиду его бесплодия. Святой Иоаким в глубоком горе ушел в пустыню и там со слезами молился Господу о даровании дитяти. Святая Анна, узнав, что произошло в Иерусалимском храме, горько плакала, однако не роптала на Господа, а молилась, призывая на свою семью милосердие Божие. Господь исполнил их прошение, когда святые супруги достигли преклонного возраста и приготовили себя добродетельной жизнью к высокому званию - быть родителями Пресвятой Девы Марии, будущей Матери Господа Иисуса Христа. Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть: молитвы их услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная Дочь Мария, через Которую будет даровано спасение всему миру. Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом Божиим.

Праздник и воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы установлен Церковью с глубокой древности. Указание на него имеется уже в IV веке. Святая равноапостольная Елена в начале этого века, по свидетельству древнего предания, построила в Палестине храм в честь и память Рождества Богородицы. Другие сведения можно найти в писаниях св. Иоанна Златоуста, св. Прокла, св. Епифания и блаж. Августина. В честь праздника составлены многие песнопения святыми песнотворцами: в V в., - Анатолием, архиеп. Константинопольским, в VI в. -Стефаном Святоградским, в VII в. - св. Андреем Критским, в VIII в. - св. Иоанном Дамаскнным и Германом, патриархом Константинопольским, в IX в. - Иосифом Студитом; их песнопения и теперь поются за богослужением в этот праздник. [5].



[1] Догматическое учение о Деве Марии Фрагмент статьи из т. V «Православной Энциклопедии» http://www.sedmitza.ru/text/476257.html (дата обращения 01.01.2011)

[2] Антоний (Блум), митр. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Проповеди. М.,2002. С. 52-53

[3] Шмеман А., прот. Воскресные беседы. М., 2008. С. 323-324

[4] Слово Святейшего Патриарха Алексия после Божественной литургии в праздник Рождества Пресвятой Богородицы http://www.patriarchia.ru/db/text/143972 (дата обращения 01.01.2011)

 

[5] Рождество Пресвятой Богородицы  8 / 21 сентября ­http://pasxa.eparhia.ru/ (дата обращения 01.01.2011)

 

Hosted by uCoz