А.А. Федотов

 

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

 

Ключевые слова: Рождество Христово, Богочеловек, Спаситель, Мессия, Богомладенец.

 

В статье рассказывается о содержании и установлении христианского праздника Рождества Христова. Приводятся цитаты из проповедей видных православных иерархов и богословов, посвященных этому празднику.

 

Сегодня в наш словарный обиход входит много новых слов, причем не все эти слова вновь придуманные; есть и такие, которые никогда не переставали существовать, но как-то были вытеснены из сознания большинства людей. Среди таких и слово «Рождество». Для кого-то оно ассоциируется лишь с нерабочим днем, праздничным столом и наряженной елкой. Но такое понимание праздника глубоко ущербно, так как две тысячи лет назад произошло событие, которое переменило судьбу человечества. Лишь недавно стало можно говорить, что отсчет «новой эры» начался именно от этого события – РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.

...Когда в иудейском народе родился долгожданный Мессия, Иудея переживала не лучшие свои времена. Некогда славное еврейское государство стало захудалой провинцией Римской империи. Богоизбранный иудейский народ погряз в грехах, не переставая, однако, презрительно относиться к другим народам, даже и превосходящим его в нравственности. Но в этом народе не исчезли люди, продолжавшие вести благочестивую жизнь.

Из семьи таких праведных иудеев и произошла Дева Мария, которой волею судеб Божиих было определено стать Матерью Богочеловека Иисуса Христа. Жизнь Ее была необычайно чиста; это был единственный в мировой истории случай безмужнего рождения, когда Мать оставалась одновременно Девушкой и до рождества, и в рождестве, и по рождестве. И Рожденный Ею не был простым человеком. Это был Богочеловек, в котором Божественное естество соединилось с человеческим, и который спас человеческий род от проклятия, греха и смерти.

Некоторых людей смущает личность старца Иосифа, которого Бог избрал быть хранителем девства Девы Марии. Но для того, чтобы понять действующий здесь Промысл Божий, необходимо знать психологию и законы иудеев того времени. По своей развращенности они не смогли бы поверить в возможность безмужнего Рождества. А потому Дева Мария и была обручена Своему престарелому родственнику Иосифу. Тем более, что до 14 лет Пречистая Дева жила при храме, а по достижении четырнадцатилетнего возраста Она, по иудейским законам, должна была либо уйти к родителям, либо выйти замуж. Родители Ее к тому времени уже умерли, и это было второй причиной того, что Она была обручена престарелому Иосифу.

Господь пришел на землю не всемогущим Царем и Владыкой, каким хотела бы видеть его иудейская клика, но беспомощным Младенцем. Он пришел не для того, чтобы покорить мир силой: для этого Ему не нужно было бы воплощаться. Одним движением Своей воли Он мог бы уничтожить, превратить в ничто непокорный мир. Но покорность, основанная на страхе, не нужна была Христу. Он пришел в мир, имея только одно оружие – Божественную Любовь к каждому человеку, как бы велико ни было его падение. И этим оружием Он покорил мир; «всесильные» Цари и Владыки, подобным которым хотели бы иудейские вожди видеть своего Мессию, распростерлись ниц перед распятым на Кресте...

Господь пришел на землю Младенцем. Само человеческое естество являлось для Него тяжкими веригами, ибо Безграничный соединился с ограниченным. Но ни в каком возрасте человек не является настолько беспомощным и зависимым, как в детстве, особенно же в младенчестве. Блаженный Августин писал, что если бы ему предложили на выбор умереть или возвратиться в детство и школу, то он предпочел бы смерть... Именно в детстве человек особенно остро переживает свои скорби и печали. Дети бывают изощренно жестоки к не похожим на них сверстникам. Тот же блаженный Августин писал, что детей называют безгрешными не потому, что они не имеют грехов, а потому, что они не могут принести существенного вреда. И вот среди прочих Своих скорбей, Единый Безгрешный, Спаситель мира Господь Иисус Христос испытал и те скорби и страдания, которые связаны с младенчеством, детством и юностью.

.Когда Христос должен был родиться, вышло повеление от Римского Кесаря о переписи всего населения Римской империи, причем каждый должен был отметиться в том селении, из которого происходил его род. И вот Иосиф с Девой Марией, готовой уже к тому времени разрешиться от бремени, были вынуждены отправиться в путь... Мир недружелюбно встречал своего Спасителя. Создавший Вселенную родился не в царских палатах, не в специализированной клинике, даже не в обычном доме. Господь родился в хлеву, в котором держали овец... Но даже и в этом мрачном месте Божественная Слава находит Его: ведомые звездой, идут на поклонение Богомладенцу волхвы с Востока; извещенные Ангелом, приходят пастухи.

Господь еще не успел родиться, а были уже те, кто желал Ему смерти. Волхвы, желая разделить свою радость о Воплощении Бога, рассказали о том, что увидели по звездам, одному местному царьку – Ироду. Тот  понял их слова так, что родился его политический конкурент, который в дальнейшем будет претендовать на его «трон». Он льстиво сказал волхвам, что и он хотел бы поклониться рожденному Царю, замышляя убить Богомладенца. Но звезда, приведшая ко Христу, обратно повела их мимо мест, где правил Ирод. Разъяренный тиран, увидев, что его хитрость не удалась, издал чудовищный по своей жестокости приказ, который сделал его имя нарицательным. Он приказал убить всех младенцев в своей области от двух лет и моложе – возраст, который стал ему известен от волхвов. Но Христа среди них не было…

Протопресвитер Александр Шмеман писал об этом: «В евангельском рассказе дается нам как бы вечный образ столкновения земной власти, не имеющей для себя другой цели, как только властвовать и всеми силами укреплять и ограждать себя, – с тем, в чем она видит себе угрозу и опасность. Две тысячи лет прошло с тех пор. И все те же две власти противостоят одна другой на нашей многострадальной земле: власть властолюбцев, слепых в своем страхе, страшных в своей жестокости, – и светлая власть Вифлеемского Младенца».[1]

Евангелие не дает нам подробных сведений о младенчестве и детстве Христа и даже о Его юности. До Своего выхода в 30 лет на общественную проповедь Он лишь однажды появится запечатленным на страницах Евангелия: 12-летним отроком, поучающим в храме мудрецов, которые поражались Его мудрости...

Но то, что Евангелие так мало говорит нам о детстве Христа, не означает, что этот период человеческой жизни является неважным и незначительным. Человек формируется, как личность именно в первые пять лет своей жизни. Корни того хорошего и плохого, что есть в нас, нам следует искать в своих детских годах.

До какой-то степени Рождество можно назвать «детским» праздником, ибо в этот день все христиане, какого бы возраста они ни были и какое бы высокое положение в обществе ни занимали, идут, чтобы поклониться Божественному Младенцу. Ребенок не имеет ни власти, ни силы, но именно в безвластии своем оказывается он царем, именно в бессилии и беззащитности – его удивительная сила. Ребенок той далекой Вифлеемской пещеры не хочет, чтобы боялись мы Его, Он входит в наше сердце не устрашением, не доказательствами Своей силы и власти, а только любовью. В мире царствуют власть и сила, страх и рабство. От них освобождает нас Богомладенец Христос. Только любви, свободной и радостной, только того, чтобы мы отдали Ему наше сердце, хочет Он от нас. [2]В празднике Рождества есть много привлекательного для богатого детского воображения: и таинственная история праздника, и красивая праздничная служба в Церкви, и Рождественская елка с подарками. Очень ценно, чтобы дети с самых первых лет своего земного бытия проникались этой прекрасной атмосферой Божественной Любви.

В Евангелие не указана точная дата рождения Иисуса Христа. Не указано даже время года, и судя по тому, что в евангельском повествовании говорится о пастухах, пасущих ночное стадо, можно предположить, что событие это произошло летом. Почему же мы празднуем Рождество зимой? Отвечая на этот вопрос, протопресвитер Александр Шмеман писал, что установление праздника в декабре было связано с окончанием в четвертом веке периода гонений на христиан в Римской империи и приданием христианству статуса государственной религии. К этому времени христиане составляли не более 10% населения империи, и практически полностью принадлежали к городскому населению. Остальное же население, особенно сельское, было в основном языческим, причем наиболее распространенным был культ солнца. И необходимо было максимально большое число людей ненасильственно обратить в христианство, а для этого использовались и некоторые формы языческой религиозности, которые можно было наполнить новым смыслом.  «В декабре язычники праздновали  рождение солнца. И вот в этот день стали христиане праздновать Рождество Иисуса Христа, праздновать его как рождение подлинного, духовного Солнца, вхождение в мир подлинного, духовного Света… Так праздник Рождества Христова стал как бы исполнением того, что праздновало язычество: праздником события, завершающего, исполняющего чаяния, ожидания, верование всех людей. Всему тому, что вкладывал человек в свое поклонение солнцу: вере человека в смысл мира, в его светоносность, в его разумность и божественность – всему этому христианство как бы дало имя – Христос. Так возник праздник Рождества Христова, как одновременно и увенчание всех человеческих предчувствий и чаяний, всей неистребимой в человеке жажды смысла и добра, и в то же время – как начало новой религиозной эпохи. Эпохи уже не обожествления природы и ее слепых сил, а поклонения Тому, Кто над природой, хотя и отражен в ней. Кто – Сам источник всей жизни, содержание  ее и цель. Так изнутри было преодолено язычество, то есть поклонение творению, а не Творцу, так освобожден был человек от порабощения миру и природе приятием от Христа «света разума».[3]

Митрополит Антоний (Блум) в одной из своих проповедей в праздник Рождества Христова сказал, что «во Христе не только явился нам Бог с Его любовью, верой в нас, как страж нашего достоинства, как блюститель нашей правды – Он явил нам величие человека. Если Бог мог сущностно стать Человеком, то неужели мы не понимаем, как велик  человек? Всмотримся в этот образ Воплощения: Христос нам явил смирение и любовь Божию, веру Божию во все творение, в нас, грешников, падших, и нам явил одновременно, как мы можем быть велики и как глубоко, бездонно глубоко творение Господне. Вот с этой верой мы можем жить, можем становиться людьми во всю меру Христова воплощения, и рассматривать мир, в котором мы живем, не только как мертвый материал, а как то, что призвано стать в конце концов, как бы видимым одеянием Божества, когда Бог станет всем во всем»[4].

Закончить этот небольшой рассказ о празднике Рождества хотелось бы прекрасными словами Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, завершающими его Рождественское послание 1997/1998 года: «В праздник Рождества Христова положено приносить дары Рожденному Спасителю. Принесем же Господу наши духовные дары: веру, любовь к Богу и ближним, искреннюю молитву и добрые дела по вере и любви нашей. И с душевным ликованием будем вторить Ангелам в их небесной Рождественской песне, обращенной и к миру горнему, и к миру дольнему: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!»[5]

 

 



[1] Шмеман А., прот. Воскресные беседы. М.,2008. С. 179-181

[2] Там же. С. 176-177

[3] Там же. С. 168-169

[4] Антоний (Блум), митр. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Проповеди. М.,2002. С. 27-28

[5] Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Рождественское послание 1997/1998 гг. М.,1997. С. 4

Hosted by uCoz