А.А. Федотов

 

ВЕЛИКИЙ ПОСТ

 

Ключевые слова: Великий пост, Страстная седмица, праздник Пасхи, покаяние, смерть, воскресение.

 

В статье рассказывается о содержании и установлении Великого поста в Православной Церкви. Приводятся цитаты из проповедей видных православных иерархов и богословов, посвященных Великому посту.

 

Формирование структуры и принципов проведения Великого поста заняло несколько столетий и было тесно связано с развитием церковного года. Истоки Великого поста следует видеть в пасхальном посте, который во II-III вв. совершался в пасхальную ночь в память Страстей Спасителя (сама Пасха изначально понималась христианами двояко: как праздник Воскресения или/и как воспоминание Страстей) и прекращался с рассветом, когда совершалась Евхаристия. Продолжительность этого поста в разных местностях была неодинаковой, уже в III в. он мог длиться от одного дня до 40 часов или целой седмицы. В частности, 40-часовой пост (проводившийся в полном воздержании от пищи) уже соединял в себе два основных значения, которые позднее легли в основу Великого поста- подражание 40-дневному посту Спасителя в пустыне после Крещения на Иордане (Мф 4. 1-2; Мк 1. 12-13; Лк 4. 1-2) и подготовку к празднику Пасхи. 6-дневный пост перед Пасхой отмечается в «Дидаскалии апостолов» (III в.) и в 1-м каноническом послании сщмч. Дионисия Александрийского († 264/65). В александрийских источниках 2-й пол. III-IV в. появляются упоминания уже о 40-дневном посте; неясным остается вопрос о том, был ли изначально связан такой пост с Пасхой, или нет (высказывались предположения, что этот пост возник не как предпасхальный, а как послебогоявленский в подражание посту Христа после Крещения, и лишь затем был отнесен к Пасхе; впрочем, как доказать, так и опровергнуть эти предположения весьма затруднительно).  Еще один источник, из которого возник Великий пост- это предкрещальный пост. К III в. в Церкви распространился обычай совершать таинство Крещения в пасхальную ночь, а практика поститься перед принятием Крещения существовала в Церкви еще в I в. предкрещальный и предпасхальный посты могли объединиться; в позднейших источниках с некоторыми этапами великопостного цикла могут связываться этапы оглашения. К концу IV - началу V в. уже повсюду в Церкви был принят 40-дневный Великий пост, хотя счет его дней велся в различных местностях по-своему; отличались и правила пощения. Обязательность Великого поста для всех была закреплена 69-м Апостольским правилом (окончательная редакция корпуса Апостольских правил произошла в конце IV в.).[1]

Великому Посту предшествует несколько подготовительных недель. Эти недели предназначены для того, чтобы православные христиане настроили себя на подвиг поста и покаяния, остановившись, обратили взор свой к вечности.

Несколько видоизменяется и богослужение: на всенощной, совершаемой накануне воскресного дня поются особые покаянные молитвословия: «Покаяния отверзи мне двери, Жизнодавче», которое будет петься до Вербного Воскресения, и «На реках Вавилонских», которое поется лишь в приготовительные  недели. Каждый из воскресных дней, открывающих предшествующие  Посту седмицы, посвящен какому-то Евангельскому событию. Об этом говорят и названия этих Недель (неделей в церковном обиходе называется воскресенье): Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне, Неделя мясопустная о Страшном Суде и Неделя сыропустная, с понедельника которой начинается Великий Пост. Чем ближе неделя стоит к Великому Посту, тем более трезвения должен проявлять христианин, больше думать о своей душе. В этом году Великой Пост начинается 7 марта, подготовительная Неделя о мытаре и фарисее – 13 февраля.

Христианин не может таить зло на ближнего, он должен прощать его, потому Святой Церковью и установлен этот благочестивый обычай – ежегодно, вступая в Великий пост, христиане просят друг у друга прощение.

 В дни, когда приближается Пасха, мысль почти невольно сосредотачивается на теме смерти. Протопресвитер Александр Шмеман писал, что «меня всегда удивляли ожесточение и необъяснимое вдохновение, с которыми антирелигиозная пропаганда, если так можно выразиться, борется за это ничто. Выходит так, что это – очень хорошо, просто замечательно, что человек растворяется в ничто, а что, напротив, вера в вечность и бессмертие почему-то вредна и с ней нужно всеми силами бороться. И когда пропаганда призывает страх смерти преодолевать заботой о будущих поколениях и об их счастье, то она как будто не понимает, что призыв этот удивительно глуп.  Если человек обречен на ничто, если конец каждого человека (а ведь никакого человечества нет, есть только люди), если конец его – ничто, то позвольте спросить: почему этот ужасающий абсурд становится менее абсурдным от того, что в будущем будет, допустим, больше справедливости и лучшее отопление в домах? А ведь ничего другого не обещают все философии, все идеологии, основанные на отрицании бессмертия и вечности. Но антирелигиозная пропаганда скрывает, что настоящее христианское вдохновенье – не в примирении со смертью, а в борьбе с ней и победой над ней».[2]

В Воскресении Христовом нарушена порабощенность человека смерти и греху. Вот почему ликуют в Пасху христиане. Но великой радости предшествовала великая скорбь. И потому Пасхальным дням предшествует Страстная седмица – дни воспоминаний о страданиях Христа. В эти семь дней и строгий пост, и особое трогательное богослужение – все направленно к тому чтобы человек вспомнил о Том, кто ради каждого из нас принял крестную смерть.

Страстной же седмице предшествует Великий пост. Многим эти два слова кажутся чем-то ненужным: архаизмом, чудом дошедшим до наших дней, «Зачем»? – спросят они. Сейчас и так «есть нечего», «времени ни на что нет» - какой же может быть еще пост? А может потому и «нечего», потому и «не хватает», что люди в погоне за ускользающими благами дня сегодняшнего забыли о Вечности? Человек существо не только телесное, но и духовное. Кроме желаний пить, есть, одеваться и т. п., у него есть и иные желания, иные потребности, без удовлетворения которых жизнь его не будет полноценной. Человек – существо жаждущее, ищущее, которое не удовлетворится, даже имея все блага мира – ему все равно будет чего-то не хватать. Человек ищет любви, понимания терпения. Мало кому удается найти подобные качества у своего окружения, даже у самых близких людей. И как следствие всеобщего непонимания – тоска, нежелание жить. Но человеку нельзя забыть о Боге, который его создал, который ради искупления грехов человечества отдал на крестную смерть Своего Единородного Сына. Именно у Бога человек только и может найти понимание, успокоение своей мятущейся душе. С молитвой человек обращается к Богу. Отдача же зависит от веры молящегося.

Дни Великого поста – благоприятное время для анализа всей своей жизни. Многие христиане переосмысливают свои взгляды и ценности, несовместимые с учением Церкви, пытаются их изменить. Во время поста следует воздерживаться от развлечений, определенных видов продуктов (мясной, молочной пищи и яиц). Пост – показатель любви к Богу, ради которой христиане и накладывают на себя определенные ограничения (так в дни Поста христианские супруги должны стараться воздерживается от половой близости). Спросят: зачем это надо Богу? Нужно в первую очередь нам самим.

Задумайтесь, кто для нас дороже: человек, ради которого мы ничем не жертвовали или человек, ради которого мы добровольно и с радостью пожертвовали многим? Также и здесь: чем большим человек ради Бога жертвует, тем больше такой человек открыт для принятия Божией любви, тем дороже они друг другу становятся, тем больше вероятности счастья для этого человека: ведь любящий и любимый всегда счастлив.

Кроме того, вседозволенность быстро приедается. Мало таких людей, которые чувствуют себя, как рыба в воде, в царстве анархии; большинству же нужна твердая дисциплина, строгие ограничения – без них в жизни этих людей не будет твёрдых ориентиров. Вседозволенность же ведет к депрессии, утрате смысла жизни и, как результат всего этого, - самоубийству.

Пост благоприятное время для очищения своей души покаянием. В жизни своей мы совершаем много неблаговидных поступков, в которых потом стыдно кому-либо признаться. Некоторые из наших дел так ужасны, что мы не только от близких, но и от себя самих пытаемся их скрыть, забыть, внушить себе, что это был сон... Но ничто в жизни не проходит бесследно; наши дурные дела – грехи – тоже не исчезают, но проявляются в виде болезней (телесных и психических), скорбей. Часто мы видим лишь следствие – свое страдание, не замечая причины. И вместо того, чтобы излечить сам корень болезни – покаяться и перестать грешить, мы ропщем на то, что нам плохо живется...

Пост является благоприятным временем и для того, чтобы начать оказывать помощь тем, кому она необходима. Митрополит Сурожский Антоний (Блум) в одной из своих проповедей сказал: «наше ограничение себя во всем ненужном , во всем излишнем должно принести пользу и радость другим людям.  Поставим перед собою вопрос: кому это воздержание наше пошло на пользу? Нас много здесь было; очень много народа прошло, а много ли людей от нашего воздержания получило хлеб? А ведь мы будем в этом судиться; не в том, что мы творили или не творили чудес, а в том, что люди страдают и умирают, тогда, как некоторые живут в излишке».[3]

Накануне Великого поста 2010 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил, что «Великий пост - это время, когда нужно о себе подумать, о своей душе. Пост - это и есть время самоанализа. Собственно говоря, покаяние - это и есть перемена ума и сердца человека».Он пожелал каждому пройти Великий пост и ответить для себя на вопросы «а так ли я живу, а все ли я правильно делаю?». «Я думаю, что неожиданные открытия ждут нас на этом пути. И я хотел бы от всего сердца пожелать, чтобы эти открытия привели каждого из нас к качественно иному уровню нашей духовной жизни», - заключил Патриарх[4].



[1] Желтов М., диак., А. А. Лукашевич, А. А. Ткаченко Установление Великого поста в ранней Церкви. http://www.sedmitza.ru/text/571361.html

 

[2] Шмеман А., прот. Воскресные беседы. М., 2008. С. 243,245,246

[3] Антоний (Блум), митр. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Проповеди. М., 2002. С. 242

[4] Патриарх Кирилл призывает всех пройти Великий пост. http://www.rian.ru/society/20100201/207133632.html (дата обращения 5.12.2010)

Hosted by uCoz