А.А. Федотов
ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Ключевые слова: Великий пост, Страстная
седмица, праздник Пасхи, покаяние, смерть, воскресение.
В статье рассказывается о содержании и
установлении Великого поста в Православной Церкви. Приводятся цитаты из
проповедей видных православных иерархов и богословов, посвященных Великому
посту.
Формирование
структуры и принципов проведения Великого поста заняло несколько столетий и
было тесно связано с развитием церковного года. Истоки Великого поста следует
видеть в пасхальном посте, который во II-III вв. совершался в пасхальную ночь в
память Страстей Спасителя (сама Пасха изначально понималась христианами двояко:
как праздник Воскресения или/и как воспоминание Страстей) и прекращался с рассветом,
когда совершалась Евхаристия. Продолжительность этого поста в разных местностях
была неодинаковой, уже в III в. он мог длиться от одного дня до 40 часов или
целой седмицы. В частности, 40-часовой пост (проводившийся в полном воздержании
от пищи) уже соединял в себе два основных значения, которые позднее легли в
основу Великого поста- подражание 40-дневному посту Спасителя в пустыне после
Крещения на Иордане (Мф 4. 1-2; Мк 1. 12-13; Лк 4. 1-2) и подготовку к
празднику Пасхи. 6-дневный пост перед Пасхой отмечается в «Дидаскалии
апостолов» (III в.) и в 1-м каноническом послании сщмч. Дионисия
Александрийского († 264/65). В александрийских источниках 2-й пол. III-IV в.
появляются упоминания уже о 40-дневном посте; неясным остается вопрос о том,
был ли изначально связан такой пост с Пасхой, или нет (высказывались предположения,
что этот пост возник не как предпасхальный, а как послебогоявленский в
подражание посту Христа после Крещения, и лишь затем был отнесен к Пасхе;
впрочем, как доказать, так и опровергнуть эти предположения весьма затруднительно). Еще один источник, из которого возник Великий
пост- это предкрещальный пост. К III в. в Церкви распространился обычай
совершать таинство Крещения в пасхальную ночь, а практика поститься перед
принятием Крещения существовала в Церкви еще в I в. предкрещальный и предпасхальный
посты могли объединиться; в позднейших источниках с некоторыми этапами
великопостного цикла могут связываться этапы оглашения. К концу IV - началу V
в. уже повсюду в Церкви был принят 40-дневный Великий пост, хотя счет его дней
велся в различных местностях по-своему; отличались и правила пощения.
Обязательность Великого поста для всех была закреплена 69-м Апостольским
правилом (окончательная редакция корпуса Апостольских правил произошла в конце
IV в.).[1]
Великому
Посту предшествует несколько подготовительных недель. Эти недели предназначены
для того, чтобы православные христиане настроили себя на подвиг поста и
покаяния, остановившись, обратили взор свой к вечности.
Несколько видоизменяется и богослужение: на всенощной,
совершаемой накануне воскресного дня поются особые покаянные молитвословия:
«Покаяния отверзи мне двери, Жизнодавче», которое будет петься до Вербного
Воскресения, и «На реках Вавилонских», которое поется лишь в приготовительные недели. Каждый из воскресных дней, открывающих
предшествующие Посту седмицы, посвящен
какому-то Евангельскому событию. Об этом говорят и названия этих Недель
(неделей в церковном обиходе называется воскресенье): Неделя о мытаре и фарисее,
Неделя о блудном сыне, Неделя мясопустная о Страшном Суде и Неделя сыропустная,
с понедельника которой начинается Великий Пост. Чем ближе неделя стоит к Великому
Посту, тем более трезвения должен проявлять христианин, больше думать о своей
душе. В этом году Великой Пост начинается 7 марта, подготовительная Неделя о
мытаре и фарисее – 13 февраля.
Христианин не может таить зло на ближнего, он должен
прощать его, потому Святой Церковью и установлен этот благочестивый обычай – ежегодно,
вступая в Великий пост, христиане просят друг у друга прощение.
В дни, когда приближается
Пасха, мысль почти невольно сосредотачивается на теме смерти. Протопресвитер
Александр Шмеман писал, что «меня всегда удивляли ожесточение и необъяснимое
вдохновение, с которыми антирелигиозная пропаганда, если так можно выразиться,
борется за это ничто. Выходит так, что это – очень хорошо, просто замечательно,
что человек растворяется в ничто, а что, напротив, вера в вечность и бессмертие
почему-то вредна и с ней нужно всеми силами бороться. И когда пропаганда
призывает страх смерти преодолевать заботой о будущих поколениях и об их
счастье, то она как будто не понимает, что призыв этот удивительно глуп. Если человек обречен на ничто, если конец
каждого человека (а ведь никакого человечества нет, есть только люди), если
конец его – ничто, то позвольте спросить: почему этот ужасающий абсурд
становится менее абсурдным от того, что в будущем будет, допустим, больше
справедливости и лучшее отопление в домах? А ведь ничего другого не обещают все
философии, все идеологии, основанные на отрицании бессмертия и вечности. Но
антирелигиозная пропаганда скрывает, что настоящее христианское вдохновенье –
не в примирении со смертью, а в борьбе с ней и победой над ней».[2]
В Воскресении Христовом нарушена порабощенность
человека смерти и греху. Вот почему ликуют в Пасху христиане. Но великой
радости предшествовала великая скорбь. И потому Пасхальным дням предшествует Страстная
седмица – дни воспоминаний о страданиях Христа. В эти семь дней и строгий пост,
и особое трогательное богослужение – все направленно к тому чтобы человек
вспомнил о Том, кто ради каждого из нас принял крестную смерть.
Страстной же седмице предшествует Великий пост. Многим
эти два слова кажутся чем-то ненужным: архаизмом, чудом дошедшим до наших дней,
«Зачем»? – спросят они. Сейчас и так «есть нечего», «времени ни на что нет» -
какой же может быть еще пост? А может потому и «нечего», потому и «не хватает»,
что люди в погоне за ускользающими благами дня сегодняшнего забыли о Вечности?
Человек существо не только телесное, но и духовное. Кроме желаний пить, есть,
одеваться и т. п., у него есть и иные желания, иные потребности, без
удовлетворения которых жизнь его не будет полноценной. Человек – существо
жаждущее, ищущее, которое не удовлетворится, даже имея все блага мира – ему все
равно будет чего-то не хватать. Человек ищет любви, понимания терпения. Мало
кому удается найти подобные качества у своего окружения, даже у самых близких
людей. И как следствие всеобщего непонимания – тоска, нежелание жить. Но человеку
нельзя забыть о Боге, который его создал, который ради искупления грехов
человечества отдал на крестную смерть Своего Единородного Сына. Именно у Бога
человек только и может найти понимание, успокоение своей мятущейся душе. С
молитвой человек обращается к Богу. Отдача же зависит от веры молящегося.
Дни Великого поста – благоприятное время для анализа
всей своей жизни. Многие христиане переосмысливают свои взгляды и ценности, несовместимые
с учением Церкви, пытаются их изменить. Во время поста следует воздерживаться
от развлечений, определенных видов продуктов (мясной, молочной пищи и яиц).
Пост – показатель любви к Богу, ради которой христиане и накладывают на себя
определенные ограничения (так в дни Поста христианские супруги должны стараться
воздерживается от половой близости). Спросят: зачем это надо Богу? Нужно в
первую очередь нам самим.
Задумайтесь, кто для нас дороже: человек, ради
которого мы ничем не жертвовали или человек, ради которого мы добровольно и с
радостью пожертвовали многим? Также и здесь: чем большим человек ради Бога жертвует,
тем больше такой человек открыт для принятия Божией любви, тем дороже они друг
другу становятся, тем больше вероятности счастья для этого человека: ведь
любящий и любимый всегда счастлив.
Кроме того, вседозволенность быстро приедается. Мало
таких людей, которые чувствуют себя, как рыба в воде, в царстве анархии; большинству
же нужна твердая дисциплина, строгие ограничения – без них в жизни этих людей
не будет твёрдых ориентиров. Вседозволенность же ведет к депрессии, утрате
смысла жизни и, как результат всего этого, - самоубийству.
Пост благоприятное время для очищения своей души
покаянием. В жизни своей мы совершаем много неблаговидных поступков, в которых
потом стыдно кому-либо признаться. Некоторые из наших дел так ужасны, что мы не
только от близких, но и от себя самих пытаемся их скрыть, забыть, внушить себе,
что это был сон... Но ничто в жизни не проходит бесследно; наши дурные дела –
грехи – тоже не исчезают, но проявляются в виде болезней (телесных и психических),
скорбей. Часто мы видим лишь следствие – свое страдание, не замечая причины. И
вместо того, чтобы излечить сам корень болезни – покаяться и перестать грешить,
мы ропщем на то, что нам плохо живется...
Пост является благоприятным временем и для того, чтобы
начать оказывать помощь тем, кому она необходима. Митрополит Сурожский Антоний
(Блум) в одной из своих проповедей сказал: «наше ограничение себя во всем
ненужном , во всем излишнем должно принести пользу и радость другим людям. Поставим перед собою вопрос: кому это воздержание наше пошло на
пользу? Нас много здесь было; очень много народа прошло, а много ли людей от
нашего воздержания получило хлеб? А ведь мы будем в этом судиться; не в том, что мы творили или не творили чудес, а в
том, что люди страдают и умирают, тогда, как некоторые живут в излишке».[3]
Накануне Великого поста 2010 года
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил, что «Великий пост - это время,
когда нужно о себе подумать, о своей душе. Пост - это и есть время самоанализа.
Собственно говоря, покаяние - это и есть перемена ума и сердца человека».Он
пожелал каждому пройти Великий пост и ответить для себя на вопросы «а так ли я
живу, а все ли я правильно делаю?». «Я думаю, что неожиданные открытия ждут нас
на этом пути. И я хотел бы от всего сердца пожелать, чтобы эти открытия привели
каждого из нас к качественно иному уровню нашей духовной жизни», - заключил Патриарх[4].
[1] Желтов М., диак., А. А. Лукашевич, А. А. Ткаченко Установление Великого поста в ранней Церкви. http://www.sedmitza.ru/text/571361.html
[2] Шмеман А., прот. Воскресные беседы. М., 2008. С.
243,245,246
[3] Антоний (Блум), митр. Во Имя Отца и Сына и Святого
Духа. Проповеди. М., 2002. С. 242
[4] Патриарх Кирилл призывает всех пройти Великий пост. http://www.rian.ru/society/20100201/207133632.html (дата обращения 5.12.2010)