А.А. Федотов

 

СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ – ПАСХА

 

Ключевые слова: Воскресение Христово, Пасха, праздник, победа, смерть, радость.

 

В статье рассказывается о содержании и установлении главного христианского праздника – Светлого Христова Воскресения – Пасхи. Приводятся цитаты из проповедей видных православных иерархов и богословов, посвященных этому празднику.

 

В событии крестной смерти и воскресения Господа Иисуса Христа из мертвых заключается основание и средоточие всего христианства. Этим событием апостолы начали свою проповедь; на нем все основывали и в нем все соединяли (Деян. 2:22-24, 3:12-26, 4:10-12). Около событий смерти и воскресения Спасителя группируются у апостола Павла все высочайшие догматы христианской веры и все высшие наши надежды (1Кор 15). Праздновать Пасху заповедали апостолы. "Очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, но с опресноками чистоты и истины" (1Кор 5:8). С первых же времен христианства, как видно из постановлений и правил апостольских, праздновались неделя страданий и неделя воскресения Господа, причем определено и самое время празднования, именно после весеннего равноденствия, но не с иудеями. Возникшие было споры о времени празднования Пасхи прекратил I Вселенский собор, постановивший всем христианам праздновать Пасху в первый воскресный день после весеннего равноденствия и первого мартовского полнолуния. Этим и объясняется, почему Пасха празднуется не всегда в одно число. Раннее полнолуние бывает 22 марта, а самое позднее 19 апреля, при чем последнее число бывает иногда в понедельник. Поэтому праздник Пасха бывает между 22 марта и 24 апреля[1].

«Постившиеся и не постившиеся», искренне верящие в Воскресение Христово и просто любопытствующие, – все устремляются в Церковь в Праздник Пасхи, чтобы приобщиться той Радости, которую дарует нам этот великий День. Недаром его называют «Праздником праздников и торжеством торжеств». Воскресением Христовым побеждена смерть, побеждены болезни, страдания, – все, чего так страшится человек.

Побеждена смерть, ибо подобно тому, как воскрес Спаситель, воскреснем и мы. Если пшеничное зерно бросить в землю, оно не умирает, но вырастает в колос, так и мы не умираем по смерти, но воскресаем для лучшей вечной жизни. И праздник Пасхи напоминает нам о грядущем Воскресении из мертвых, заставляя сердце радостно трепетать от сознания величия Божественной любви к грешному человечеству.

Закончилось время скорби и сокрушений о грехах – Великий Пост, подошла к концу траурная Страстная седмица, наступили семь дней чистой Радости, Радости, заполняющей собой все и не оставляющей и места для печали.

И Радость эта видна во всем: в стремительном ликующем богослужении, в церковных песнопениях, в праздничном приветствии: «Христос Воскресе!» – «Воистину Воскресе!» Даже отпевание в эту седмицу, называемою Светлой, лишено печали, смерть не в силах умалить радость Праздника.

Глубоко символично то, что Пасха празднуется весной – когда сама природа оживает после зимнего сна, и когда все вокруг начинает напоминать нам о Воскресении, сердца наши в эти дни более доступны Пасхальной радости, нам более доступна тематика Праздников Праздника: еще так недавно все вокруг было сковано холодом, «умерло», а сейчас оживает под солнечными лучами...

И Церковь после великой скорби переживает великую радость: всего несколько дней назад Христос был предан своим же учеником, претерпел унижение, раны и позорную мучительную крестную смерть; земля погрузилась во мрак, потому что даже солнце померкло, будучи не в силах видеть страдания Богочеловека. Казалось, что зло отныне безраздельно воцарилось на земле: ведь на кресте распяли Саму любовь... Но вот проходит три дня, и Христос воскресает; в Его воскресении разрушена порабощенность человека смерти и греху.

Все мы так или иначе на протяжении своей жизни встречаемся со смертью – кто-то чаще, кто-то реже. Умирают и близкие, и чужие люди. Но всегда, когда умирает кто-то дорогой и любимый, нас начинают терзать вопросы: зачем? почему? Еще вчера этот человек жил, страдал, радовался, мыслил, а сегодня лежит в гробу, скованный каким-то жутким неживым холодом. Подсознательно мы чувствуем противоестественность смерти; человеку свойственно желать победить ее, но не помогают ни «здоровый образ жизни», ни диеты, ни лекарства – все это не может гарантировать даже долголетие. Митрополит Антоний (Блум) в одной  своей пасхальной проповеди сказал: «как же так: Христос попрал, победил, уничтожил смерть, а вокруг нас смерть косит и косит людей? Он победил ад – и кажется порой, что из глубины ада подымается все новая и новая, все более страшная мгла… как же верить этому свидетельству, где же правда? Христос умер; и смертью Своей Он сошел в те глубины ада, где не было ни света, ни радости, ни надежды. Он стал Человеком и как человек умер – но не Своей, а нашей смертью. Грех убивает, безбожие, потеря Бога убивает. Христос был Сам Богом Живым. Он не мог умереть естественной нам смертью; но Он нас возлюбил, возлюбил так, что стал с нами един, и все, вся трагедия, весь ужас человеческого бытия легли на Него, включая эту страшную потерю Бога, от которой мы все увядаем и умираем. Он приобщился нашей богооставленности и, потеряв Бога, как мы, умер. Но сошел Он во ад в славе, в славе Своего Божества. Ад, как говорит Иоанн Златоуст, приразился телу и был поражен Божеством; мрак засиял Божественным присутствием; смерть, которая там царила, побеждена; жизнь жительствует…»[2]

 И вот в Воскресении Христовом смерть побеждена. Отныне она уже не страшна тем, кто пошел за Христом. Смерть – следствие греха, нежелания жить по заповедям Божьим. И потому христианин, который желает победить в себе грех и начать жить по евангельским заповедям, делая при том реальные шаги на этом пути, уже не подвластен смерти, она становится для него лишь переходом из жизни временной в жизнь вечную.

Жизнь церковная вневременна и в то же время циклична: каждый год Церковь как бы вновь переживает страдания и воскресение Христова. И потому Пасха всегда сопряжена для христианина с чувством новизны, радостным трепетом: сколько бы раз человек ее ни встречал, каждая новая встреча праздника воспринимается, как первая.

Душа наша, отягощенная житейской суетой, так часто «умирает»! Мы превращаемся в закоренелых обывателей, не способных по-настоящему радоваться, любить, чувствовать. А Пасха – это каждый раз сильная встряска, отрывающая от повседневной рутины и наполняющая сердце радостью. Хоть на несколько часов, пока идет наполненное ликованием Богослужение, мы понимаем, что есть и иная реальность, прекрасная и величественная, хотя быть может, пока кому то из нас и чуждая, но к которой мы должны стремиться, если хотим опытно узнать, что такое настоящее счастье.  Как писал протопресвитер Александр Шмеман «христианство есть не что иное, как новое и новое переживание веры – ее воплощение в обрядах, словах, в звуках, в красках. Неверующему она может показаться миражом. Он слышит только слова, видит только непонятные церемонии. И объясняет их извне. Но для верующих все светится изнутри: не как доказательство его веры, а как ее результат, как жизнь ее в мире, в душе, в истории. Пасха – это не вспоминание о событии прошлого. Это – реальная встреча, в радости и счастье, с Тем, в Ком наше сердце давно узнало и встретило жизнь и свет всякого света».[3]

Особенности соединяемые с этим праздником весьма древнего происхождения. Обычай целовать друг друга (христосоваться) есть подражание древнему лобзанию мира и святой любви (Рим 16:16), при чем верующие уподобляются ученикам Христовым и ученицам, когда последние собеседовали между собою о воскресшем Господе. Обычай дарить красные яйца ведет начало от Марии Магдалины, которая по вознесении Господнем пришла в Рим для проповедования Евангелия и представши пред императором Тиберием, подала ему красное яйцо со словами — «Христос воскресе», и таким образом начала свою проповедь. Яйцо — символ жизни, красный цвет — кровь Христа, который даровал Своим воскресением жизнь вечную. Празднование Пасхи в Православной Церкви отличается особенною торжественностью. В храмах при отверстых царских вратах в продолжение всей пасхальной недели Божественные службы совершаются в лучших светлых облачениях, при чем чтение псалтири прекращается и слышится только одно пение; во всех песнопениях Святой Пасхи повторяется одна радостная преславная песнь о воскресшем Христе и о победе Его над адом и смертью и нашем избавлении чрез Него от греха, проклятия и смерти. В течение всех семи дней праздника целодневный красный колокольный звон завершает церковное торжество Пасхи[4].

Как сказал в своем Пасхальном послании 2010 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, «Перемена жизни во Христе не означает лишь перемену к лучшему. Это радикальное изменение, приводящее человека к торжеству жизни и полноте бытия (ср. Ин.10:10) как в нынешнем пребывании на земле, так и в веке грядущем. И праздник Святой Пасхи помогает нам явственно почувствовать неразрывную связь не только с событиями двухтысячелетней давности, но и с грядущим торжеством «правды вечной» (ср. Дан. 9:24), когда «будет Бог всё во всем» (1 Кор. 15:28). Мы учимся видеть в человеческой истории осуществление замысла Творца, осознавая глубину «богатства и премудрости и ведения Божия» (см. Рим. 11:33), которыми Всещедрый Создатель ведет человечество ко спасению.

Умение взглянуть на историю в свете Воскресения Христова особенно важно в нынешнюю эпоху — эпоху преобладания новостного взгляда на мир, когда чаяния и стремления человека ограничены сиюминутными заботами, и быстротекущее время заставляет наших современников забывать о том, что «дни лукавы» (Еф. 5:16). Живя новостями, страхами и хлопотами одного дня, мы склонны забывать о самом главном — о спасении души, о Промысле Божием, благом и совершенном. Воскресение же Христово позволяет всем нам возвыситься над суетой житейских будней, дабы увидеть подлинное величие Божественной любви, ради блага человека снисшедшей даже до Креста и смерти. Поэтому нам так важно осознавать, что своим Воскресением Господь обновляет человеческую природу, даруя укрепление внутренних сил каждому христианину в его служении Церкви, стране, обществу, семье, ближнему.

Немалые трудности выпадают на долю и простого человека, и целых народов: люди сегодня по всему миру страдают от вражды, войн, бедности, болезней, одиночества, житейской неустроенности. Мир мечется в поисках лучшей жизни, отчаявшись найти ответ на свои вопросы в людской логике, политических технологиях или экономических рецептах. Церковь и сама история свидетельствуют: жить надо по Слову Божьему. Тогда в свете Христова Воскресения нам откроется смысл происходящего, и мы обретем способность отвечать на самые опасные вызовы современности»[5].

 

 

 



[1] Никифор, архимандрит. Библейская энциклопедия. Пасха Новозаветная. http://lib.eparhia-saratov.ru/books/13n/nikifor/encyclopedia/3083.html (дата обращения 9.12.2010)

[2] Антоний (Блум), митр. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. М., 2002. С. 268-269

[3] Шмеман А., прот. Воскресные беседы. М.,2008. С. 256-257

[4] Никифор, архимандрит. Библейская энциклопедия. Пасха Новозаветная. http://lib.eparhia-saratov.ru/books/13n/nikifor/encyclopedia/3083.html (дата обращения 9.12.2010)

[5]  Пасхальное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви http://www.patriarchia.ru/db/text/1121092.html (дата обращения 9.12.2010)

Hosted by uCoz