Ключевые
слова: Крещение Господне, Богоявление, Боговоплощение, Святая Троица, вода.
В статье
рассказывается о содержании и установлении христианского праздника Крещения
Господня. Приводятся цитаты из проповедей видных православных иерархов и
богословов, посвященных этому празднику.
19 января Православная Церковь празднует Крещение
Господне, называемое также Богоявлением. В этот день вспоминается евангельское
событие, когда Господь Иисус Христос принял от Иоанна Крестителя ветхозаветное
крещение покаяния, являющееся прообразом Новозаветного Крещения. Не имевший необходимости
в крещении, Господь принимает его, чтобы Своим участием в Нем сделать его
таинством, Своим схождением в воду освятить всю водную стихию земли. «Принимая
крещение Иоанново, Христос отождествляет Себя со всеми людьми, всеми – без
единого исключения – грешниками, нуждающимися в прощении, спасении,
возрождении… Отождествляет Себя со всеми и с каждым из нас. Своим крещением Он
свидетельствует, что пришел не для того, чтобы судить и осуждать, не для того,
чтобы извне, с высоты Своего совершенства и Божества дать нам закон и правила,
а для того, чтобы соединиться с нами, чтобы, став одним из нас, сделать нас
участниками Своей безгрешной и совершенной жизни».[1]
Митрополит Антоний (Блум) писал: «Какие бывают
животворящие и какие бывают страшные воды… В течение жизни всего человечества
мы видим воды как образ жизни: они сохраняют жизнь жаждущего в пустыне, они
оживотворяют поле и лес, в священных книгах Ветхого и Нового Завета воды представляют
собой образ очищения, омовения, обновления. Но какие бывают и страшные воды: Но
какие бывают и страшные воды: воды Потопа, в которых погибли все, кто уже не
мог устоять перед судом Божиим; и темные воды наводнений… И вот Христос пришел
на Иорданские воды. В эти воды приходили омываться люди, кающиеся по проповеди
Иоанна Предтечи; как тяжелы были эти воды грехом людей, которые ими омывались!
Христос берет на Свои плечи весь ужас человеческого греха, человеческого
падения, и окунается в эти воды, которые являются водами смерти, образом
погибели, несут в себе все зло, весь яд и всю смерть греховную. Воды
иорданские, носящие всю тяжесть и весь ужас греха, прикосновением к телу
Христову, телу безгрешному, всечистому, бессмертному, пронизанному и сияющему
Божеством, телу Богочеловека, очищаются до глубин и вновь делаются первичными,
первобытными водами жизни, способными очищать и омывать грех, обновлять
человека».[2]
В этот день освящаются все воды, освященная крещенская
вода является особой святыней, благочестивые христиане, взяв ее в храме, хранят
ее в течение всего года, употребляя крещенскую воду в небольшом количестве
утром натощак. В чинопоследовании великого освящения воды, совершаемого в крещенский
сочельник и в сам праздник Крещения Господня, «нам открывается смысл и значение
воды как образа жизни, как образа мира и всего творения. И вот в эту воду
спускается, в нее погружается, с нею соединяется пришедший в мир – для его спасения и
возрождения – Бог. Мир оторвался от Бога, забыл Его, перестал видеть Его и
погрузился в грех, темноту и смерть. Но Бог не забыл мира и вот возвращает его
нам, сияющим звездной славой и первозданной красой. В этом мире все, включая
саму материю, само вещество его, становится снова путем к Богу, общением с Ним,
возрастанием в этой живой и вечной жизни».[3]
Праздник Крещения имеет в современном православном календаре два названия: «Святое Богоявление» и «Крещение Господа
Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Знаменательно, что на первом месте стоит
термин Богоявление, смысл которого выясняется при изучении древних
восточнохристианских Месяцесловов. В них праздник Рождества Христова, 25 декабря,
отсутствует вообще, а под 6 января (по юлианскому календарю) значится
«синтетический» праздник под названием «Теофания» («Богоявление») или Епифания
(«Явление [Божества]»), включающий в себя гораздо больше смысловых обертонов,
чем в настоящее время . Явление в мир Бога – это и рождение Иисуса в Вифлееме,
и Его крещение от Иоанна, и совершенное Им первое чудо в Кане Галилейской.
После принятия Востоком римского праздника Рождества смысл торжества Богоявления сосредоточился на только что евангельском повествовании, которое читается в церкви в этот праздник. При этом «Богоявление» стало пониматься как раскрытие миру тайны Триединого Бога[4], потому что при этом событии миру явлены были все Три Лица Святой Троицы: Бог Сын крестился во Иордане, Бог Отец свидетельствовал о Нем голосом с небес: «Ты Сын Мой возлюбленный , в котором Мое благоволение», и Бог Дух Святой сошел с небес на Христа в виде Голубя. Однако, и первое значение праздника в настоящее время Церковью не утрачено. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в свое проповеди на праздник Крещения Господня отметил, что « есть еще одна причина, почему мы называем этот праздник Богоявлением — потому, что во Христе Иисусе, родившемся в Вифлееме, мы имеем особое откровение Бога о Самом Себе. Об этом замечательно сказал апостол Павел, помогая нам понять смысл воплощения Сына Божиего, — он говорит о том, что во Христе явилась полнота Божества телесно (см. Кол. 2:9)»[5].
Установление празднования Крещения Господня
относится ко временам апостольским. О нем упоминается в
«Постановлениях Апостольских». До IV века в восточных и западных Церквях
он, как и сейчас праздновался 19 (6 по старому стилю) января, был
известен под именем Богоявления и вначале относился собственно к
Крещению Спасителя, но чуть позже к нему присоединили и память
Рождества Христова. Основная и первоначальная цель установления
праздника – воспоминание и прославление события явления во плоти
Сына Божия. В IV веке по всему Востоку Крещение и Рождество праздновались в
один день, а именно 19 (6 по старому стилю) января, под общим названием Богоявления.
Первоначальным основанием для празднования Крещения Господня и Рождества
Христова 19 (6) января служило не историческое соответствие этого числа с днем
рождения или крещения Господа Иисуса Христа, которые и в древности
в точности не были известны, а таинственное понимание соотношения между
первым и Вторым Адамом между виновником греха и смерти и Начальником жизни и
спасения. Второй Адам Христос, по таинственному созерцанию древней Церкви
родился и умер в тот же день, в который сотворен и умер первый Адам - в шестой,
которому соответствовало 6 января первого месяца года. Праздник Рождества
Христова был впервые отделен от Крещения в Римской Церкви в первой половине IV
века (при папе Юлии). Перенесением праздника на 25 декабря Церковь имела
в виду создать противовес языческому культу солнца и предохранить верующих от
участия в нем. К концу IV века и в восточных церквах празднование Богоявления и
Рождества Христова окончательно разделяется[6].
Как отметил в
своей проповеди в этот праздник Святейший Патриарх Кирилл «Сегодня великий
день. Он напоминает
всем нам о Таинстве нашего собственного Крещения, призывая каждого из нас
принять это Таинство не как некий обычай, или, как говорят люди незнающие,
обряд, а как великую тайну нашего спасения, и вместе с Крещением облечься во
Христа. Это облечение не происходит мгновенно — так, чтобы человек вышел из
вод Крещения и сразу облекся во Христа. Облечение во Христа, в спасительные
ризы есть дело всей жизни, оно всегда сопровождается борьбой, напряжением сил,
потому что облечение во Христа требует преодоления многих искушений, соблазнов
и обманов, всего того, что часто отрывает человека от Бога. Это есть некое
задание на всю человеческую жизнь, и до самого последнего дыхания каждый из
нас должен повторять эти дивные слова: «Я во Христа крестился, я во Христа облекаюсь».
Тогда вера наша будет живой и
действенной. Тогда люди будут творить добро не по принуждению, не по указанию,
а по велению сердца, потому что творить добро по указанию невозможно — тогда
творение добра превращается в некое совершение долга. Мы можем жить полной
христианской жизнью лишь тогда, когда естественно, без принуждения, по стремлению
и желанию своего сердца творим то, чему научены Господом»[7].
[1] Шмеман А., прот. Воскресные беседы. М., 2008. С. 192
[2] Антоний (Блум), митр. Во Имя Отца и Сына и Святого
Духа. Проповеди. М., 2002. С. 37-38
[3] Шмеман А., прот. Указ. соч. С. 194
[4] Рубан Ю. На берегах Иордана. http://azbyka.ru/days/prazdniki_dvunadesiatie/kreschenie.shtml (дата обращения 1. 12.2010)
[5] Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла на Божественной
литургии в праздник Крещения Господня http:// www.mospat.ru (дата обращения 1.12.2010)
[6] События праздника Крещения Господняи история его
установления. http://zwenigorsk.ru/kul-tura/2010-07-19-19-10-16.html
(дата обращения 2.12.2010)
[7] Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла на Божественной литургии в праздник Крещения Господня http:// www.mospat.ru (дата обращения 1.12.2010)