А.А. Федотов

 

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ

 

Ключевые слова: Крещение Господне, Богоявление, Боговоплощение, Святая Троица, вода.

 

В статье рассказывается о содержании и установлении христианского праздника Крещения Господня. Приводятся цитаты из проповедей видных православных иерархов и богословов, посвященных этому празднику.

 

19 января Православная Церковь празднует Крещение Господне, называемое также Богоявлением. В этот день вспоминается евангельское событие, когда Господь Иисус Христос принял от Иоанна Крестителя ветхозаветное крещение покаяния, являющееся прообразом Новозаветного Крещения. Не имевший необходимости в крещении, Господь принимает его, чтобы Своим участием в Нем сделать его таинством, Своим схождением в воду освятить всю водную стихию земли. «Принимая крещение Иоанново, Христос отождествляет Себя со всеми людьми, всеми – без единого исключения – грешниками, нуждающимися в прощении, спасении, возрождении… Отождествляет Себя со всеми и с каждым из нас. Своим крещением Он свидетельствует, что пришел не для того, чтобы судить и осуждать, не для того, чтобы извне, с высоты Своего совершенства и Божества дать нам закон и правила, а для того, чтобы соединиться с нами, чтобы, став одним из нас, сделать нас участниками Своей безгрешной и совершенной жизни».[1]

Митрополит Антоний (Блум) писал: «Какие бывают животворящие и какие бывают страшные воды… В течение жизни всего человечества мы видим воды как образ жизни: они сохраняют жизнь жаждущего в пустыне, они оживотворяют поле и лес, в священных книгах Ветхого и Нового Завета воды представляют собой образ очищения, омовения, обновления. Но какие бывают и страшные воды: Но какие бывают и страшные воды: воды Потопа, в которых погибли все, кто уже не мог устоять перед судом Божиим; и темные воды наводнений… И вот Христос пришел на Иорданские воды. В эти воды приходили омываться люди, кающиеся по проповеди Иоанна Предтечи; как тяжелы были эти воды грехом людей, которые ими омывались! Христос берет на Свои плечи весь ужас человеческого греха, человеческого падения, и окунается в эти воды, которые являются водами смерти, образом погибели, несут в себе все зло, весь яд и всю смерть греховную. Воды иорданские, носящие всю тяжесть и весь ужас греха, прикосновением к телу Христову, телу безгрешному, всечистому, бессмертному, пронизанному и сияющему Божеством, телу Богочеловека, очищаются до глубин и вновь делаются первичными, первобытными водами жизни, способными очищать и омывать грех, обновлять человека».[2]

В этот день освящаются все воды, освященная крещенская вода является особой святыней, благочестивые христиане, взяв ее в храме, хранят ее в течение всего года, употребляя крещенскую воду в небольшом количестве утром натощак. В чинопоследовании великого освящения воды, совершаемого в крещенский сочельник и в сам праздник Крещения Господня, «нам открывается смысл и значение воды как образа жизни, как образа мира и всего творения. И вот в эту воду спускается, в нее погружается, с нею соединяется  пришедший в мир – для его спасения и возрождения – Бог. Мир оторвался от Бога, забыл Его, перестал видеть Его и погрузился в грех, темноту и смерть. Но Бог не забыл мира и вот возвращает его нам, сияющим звездной славой и первозданной красой. В этом мире все, включая саму материю, само вещество его, становится снова путем к Богу, общением с Ним, возрастанием в этой живой и вечной жизни».[3]

Праздник Крещения имеет в современном православном календаре два названия: «Святое Богоявление» и «Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Знаменательно, что на первом месте стоит термин Богоявление, смысл которого выясняется при изучении древних восточнохристианских Месяцесловов. В них праздник Рождества Христова, 25 декабря, отсутствует вообще, а под 6 января (по юлианскому календарю) значится «синтетический» праздник под названием «Теофания» («Богоявление») или Епифания («Явление [Божества]»), включающий в себя гораздо больше смысловых обертонов, чем в настоящее время . Явление в мир Бога – это и рождение Иисуса в Вифлееме, и Его крещение от Иоанна, и совершенное Им первое чудо в Кане Галилейской.

После принятия Востоком римского праздника Рождества смысл торжества Богоявления сосредоточился на только что евангельском повествовании, которое читается в церкви в этот праздник. При этом «Богоявление» стало пониматься как раскрытие миру тайны Триединого Бога[4], потому что при этом событии миру явлены были все Три Лица Святой Троицы: Бог Сын крестился во Иордане, Бог Отец свидетельствовал о Нем голосом с небес: «Ты Сын Мой возлюбленный        , в котором Мое благоволение», и Бог Дух Святой сошел с небес на Христа в виде Голубя.  Однако, и первое значение праздника в настоящее время Церковью не утрачено. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в свое проповеди на праздник Крещения Господня отметил, что « есть еще одна причина, почему мы называем этот праздник Богоявлением — потому, что во Христе Иисусе, родившемся в Вифлееме, мы имеем особое откровение Бога о Самом Себе. Об этом замечательно сказал апостол Павел, помогая нам понять смысл воплощения Сына Божиего, — он говорит о том, что во Христе явилась полнота Божества телесно (см. Кол. 2:9)»[5].

Установление празднования  Крещения Господня относится  ко временам апостольским.  О нем упоминается в «Постановлениях Апостольских». До  IV века в восточных и западных Церквях он, как и сейчас  праздновался 19 (6 по старому  стилю) января, был известен  под именем Богоявления и  вначале относился собственно к Крещению Спасителя,  но чуть позже к нему присоединили и память Рождества  Христова. Основная и первоначальная  цель установления праздника  – воспоминание и прославление события явления во плоти  Сына Божия. В IV веке по всему Востоку Крещение и Рождество праздновались в один день, а именно 19 (6 по старому стилю) января, под общим названием Богоявления.  Первоначальным основанием для празднования Крещения Господня и Рождества  Христова 19 (6) января служило не историческое соответствие этого числа с днем рождения или крещения Господа  Иисуса Христа, которые и в  древности в точности не были  известны, а таинственное понимание соотношения между первым и Вторым Адамом между виновником греха и смерти и Начальником жизни и спасения. Второй Адам Христос, по таинственному созерцанию древней Церкви родился и умер в тот же день, в который сотворен и умер первый Адам - в шестой, которому соответствовало 6 января первого месяца года. Праздник Рождества Христова был впервые отделен от Крещения в Римской Церкви в первой половине IV века (при папе Юлии).  Перенесением праздника на 25 декабря Церковь имела в виду создать противовес языческому культу солнца и предохранить верующих от участия в нем. К концу IV века и в восточных церквах празднование Богоявления и Рождества Христова окончательно разделяется[6].

Как отметил в своей проповеди в этот праздник Святейший Патриарх Кирилл «Сегодня великий день. Он напоминает всем нам о Таинстве нашего собственного Крещения, призывая каждого из нас принять это Таинство не как некий обычай, или, как говорят люди незнающие, обряд, а как великую тайну нашего спасения, и вместе с Крещением облечься во Христа. Это облечение не происходит мгновенно — так, чтобы человек вышел из вод Крещения и сразу облекся во Христа. Облечение во Христа, в спасительные ризы есть дело всей жизни, оно всегда сопровождается борьбой, напряжением сил, потому что облечение во Христа требует преодоления многих искушений, соблазнов и обманов, всего того, что часто отрывает человека от Бога. Это есть некое задание на всю человеческую жизнь, и до самого последнего дыхания каждый из нас должен повторять эти дивные слова: «Я во Христа крестился, я во Христа облекаюсь».

Тогда вера наша будет живой и действенной. Тогда люди будут творить добро не по принуждению, не по указанию, а по велению сердца, потому что творить добро по указанию невозможно — тогда творение добра превращается в некое совершение долга. Мы можем жить полной христианской жизнью лишь тогда, когда естественно, без принуждения, по стремлению и желанию своего сердца творим то, чему научены Господом»[7].

 



[1] Шмеман А., прот. Воскресные беседы. М., 2008. С. 192

[2] Антоний (Блум), митр. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Проповеди. М., 2002. С. 37-38

[3] Шмеман А., прот. Указ. соч. С. 194

[4] Рубан Ю. На берегах Иордана. http://azbyka.ru/days/prazdniki_dvunadesiatie/kreschenie.shtml (дата обращения 1. 12.2010)

[5] Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла на Божественной литургии в праздник Крещения Господня http:// www.mospat.ru (дата обращения 1.12.2010)

[6] События праздника Крещения Господняи история его установления. http://zwenigorsk.ru/kul-tura/2010-07-19-19-10-16.html (дата обращения 2.12.2010)

[7] Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла на Божественной литургии в праздник Крещения Господня http:// www.mospat.ru (дата обращения 1.12.2010)

Hosted by uCoz